Внимание! С 12 августа до 2 сентября 2019 завод на каникулах.


Поморские указы о медном мастерстве и искусстве финифти (XVIII век)

Из статьи В.М.Тетерятникова "Указы о медном и финифтяном мастерстве" (из сборника статей "Русское медное литье" выпуск 2, составитель Гнутова С.В.)

Указ о медном мастерстве

Первое подобает начати землю как угодно плавить в сосуде в каком пристойно развесть с водою чтоб было жидко все смешано с водою. И разбив мелко, и так поставить, и когда оная земля будет устаиваться крупная на дно пасть, а мелкая наверх остается. И которая с водою ходит, и та взять положить в другую посуду. И положить в подобное место, где б скорее сохло, токмы чтоб не круто. А вода будет устаиваться та надать сливать. А когда станет быть суха ток мо не надать дать досуха высушить, чтоб можно круглыми катками скатать, да скатав высушить сухо крепко. Да пожечь те катки чтоб оне докрасна нагорели, все давно. И вон вынуть да простудить, и просеять частым ситом в корыто нарочное, да свежим добрым квасом развесть, чтоб не жидко в меру, да дни два пропустить, чтоб она, укрепилась да пронарови двои сутки. Ежели похочешь печатать то надать выместить мягко и ежели суха будет то квасом полей чтоб мерно, и вымеси мягко и ежели хочешь знать когда годна будет к печатанию то возьми оную землю зажми в руку плотно ежели будет знать с ладони видать письмо, тогда годна, и печатай, в опоки створы или распятия, и другие всякия вещи.
То возьми верхнюю половину опоки да положи на доску да землю набей туго. Да ножем срежь гладко да тут покладай что намерено печатать. Ежели створы или распятия и кресты то правыми сторонами вниз а левыми вверх. Да другую опоку положи да пыхвой напыхай на всякия штуки, токмо чтоб немного да ситом насей. Чтоб их не видеть да прочее руками доклади. Да набей крепко и ножом срежь и ту набитую половину опоки не разнимая переверни и ту набитую срезанную опоку переверни тою стороною положи на доску. А другую половину возьми сверху с той опоки вынь вон да разбей да на место, положи да тою пыхвой напыхай да ситом насей да прочее руками доклади да набей туго токмо обстоятельно чтоб не чрез меру чтоб выломок в том печатании не было выломок. Да также ножем срежь гладко да разойми да на которой стороне что печатанного останется то ножом обстоятельно тихостно выколоти да вытряхни с опоки тихостно. Да возьми и прорежь во все места и проходы, да в паханую горячую печь положи чтоб высохло сухо да потом же на горне, на горячее уголье чтоб сбелело. Да потом вынув с горна выстудить да берестом выкоптить чтоб счернело да сложить в место да меди положить весок против того что печатано да сверх того положить на путик.
А медь положить в горшок, а горшок положить в горн докласть угольем. Да пускай с воли горит, как уголье нагорает, так и горшок с медью. Да когда будет горячо тогда надать дуть. И когда медь будет таять и будет кипеть тогда не моги лить хотя она и жестоко ходит и чадом зеленым ошивает, все мешкай. А когда будет на ней попонку натягать и дым зеленый ходить станет меньше, тогда лей и вылив разойми да землю выколоти пилою или ножнями отрежь что выльется.
Ежели нефинифтянное то возьми да щетью свиною вычисти чтоб земли не было да разожги горн да положи печку которая имеется быть нарочная и положи ту печку в горн на уголье да угольем обклади хорошим чтоб в них огня не было. А когда печка та нагорит с угольем докрасна и тогда мешочком разодми чтоб была красна и огня бы не было с дымом чтоб жар был и тогда отвори в печке устие и тогда створы или распятия и кресты положи да углем устие затвори и под верхом оставь выход чтоб чад оттуда вышел который от меди пойдет. И которое положенное в печку нагорит до красна, тогда и все затвори, да посматривай чтоб не сгорело и когда буде с печкою не знать тогда устие отвори да дай сдохнуть, да еще затвори да когда на положенной меди будет как мошечка садиться тогда немного погоди и вон вынь. Да пускай простынет, да положи в ягоды а ягоды чтоб были вытолчены сочны да положи соли в меру да повари на огне да в тех толченых вареных ягодах лежит часов с десять. Да ежели посмотря что грязь отошла возьми да меленьким песком да свиною щеткой с водою вытри да водою чистою переполощи. Да еще возьми ягод посмотря сколько меди да ягоды вытолки да положи на огонь на уголье да пускай закипит. Да в кипяток покладай, да ключ хороший дай. Да вон вынь да тому же подобно песочком со щеткой вычисть, да после того с квасом медной щеткой вычисть. Да белым платом вытри да в жару высуши. А после песочного чищения до медного чищения которое недообтерано пилою, тогда оботри все наготово.
Да тогда щетью медной вычисть на готово да по простым местам или по древам выходи гладилом. А которое будешь лить створы или кресты наголо с зеленой меди лей отнюдь не клади. А ежели сколько кладешь красной или зеленой и запруды, то того в огонь не клади мажь водкой крепкой. А в финифтянное отнюдь не клади кроме зеленой меди понеже того финифтянного невозможно что в огни не быть. А когда будешь водкою крепкой мазать какую любо вещь тогда вычисти щеткой чтоб земли не было да согрей чтоб была горяча токмо в меру. А водки положи в хрустальную посуду да кисточкой сделай портяные маленькие на обстоятельных рукояточках. Да тогда мажь по всему тому да вымазав в воде щеткой смой да положи в ягоды да час полежит да возьми песком вычисти да щетью медной наготово тогда, будет бело.

Указ как финифтом наводить

Когда похочешь наводить тогда возьми финифть да разотри мелко на камени, а камень чтоб был аки кремень да в нем же сделай гнездышко кругленькое да чем тереть был бы камень таки яйцо как можешь приискать чтоб лучше в руках держать. Да возьми финифть молотом растолоти да слей воды немного да три мелко чтоб аки пыль была а все три с водою. А когда будет готово тогда полощи водою выложи вон в хрусталь или в раковину да тут вымой хорошенько чтоб не было мути а тогда и наводи створы или распятия да и то вычисти песком с водою чтоб не было грязи. Да и высуши. Да тут и наводи спичкою а покладай не густо не жидко и сколько цветов имеется то всеми расцвечивай. А когда которую штуку наведешь положи чтоб никто не трогал понеже когда засохнет финифть, тогда живет слабо а когда наводишь тогда разожги горн и печку положи на уголье да всю обклади угольем добрым чтоб не было огня и дыма. А на устье положи уголь великий чтоб устье закрыло. И тогда дай волю пускай сама собою нагорит и когда красна будет аки уголь. И тогда устье у печки отвори да мешочком выдми, чтоб было чисто и тогда железною лопаточкою посади что положено. А таково опасно чтоб не стряхнулось.
Да посадивши закрой углем устье. А под верхом оставь поло, чтоб чад вышел зеленой, когда положенное станет нагорат тогда, чад будет идтить. А когда станет буро быть положенное что и красить станет, тогда плотно запри. Да посматривай да на финифте будет лоск знать, а положенное станет красно, тогда устье открой да дай сдохнуть, чтоб не сгорело. И тогда закрой крепко, чтоб только проходец оставь посматривать да немного понарови. Да открой и простуди немного да вон вытяни и покладай на камень, как финифтянное так и не финифтянное. Да тому же подобно как нефинифтянное так и финифтянное осмотри выше сего указу отбельного. А которое финифтянное створы или кресты чтоб наготово притерто было чтоб после ничем не колотить дабы финифть не вредился. А после отбелу наготово пилою оботри чтоб было чисто и гладко да можно щеткой медною вычеши.
А ежели что похочешь паять как вещи чернильницы или цепочки, серебром, тогда возьми старинного серебра да разбей молотом чтоб тонко было аки лист. Да которое паять на то место помачивай слюною да кисточкой припой покладай. А поверху посыпай варахою в тонкую. Да тогда в уголье в ровное покладай да мешочком дми а сам покладай уголье около да посматривай чтоб назрело. А когда припой сходится тогда щеткой свиною поманивай в воду да побрызгай да тогда вон тяни. Да высмотри ежели которое место не спаялось и то снова вычисти да еще тем же припоем приклади. А ежели хочешь знать как вараха составить тогда возьми буры золотник или два да положи в чашечку медную с тою бурою да положи на уголье и она вырастет велико и будет бела аки пена. И тогда вон вынь да мыла возьми фунт или полфунта да положи в горшочек небольшой. Да когда печь натопится тогда пускай чтоб жар большой вышел да на уголье поставь да пускай огнем выгорит да одни огарины останутся и тогда вынь да простуди ежели мыла полфунта положи буры золотник рощеной на уголье да вместе смешай да вымели мелко аки муку ситную, да тою по серебру посыпай.
А ежели медь оловом паять то нашостырь разотри да по меди посыпай да наверх олово и тогда будет паяться.
Посему же и прочая разумевай елико приложишь желание к благому учению, тогда и наипаче искусен будеши ко великому делу. А ежели в финифть похочешь положить бисеру в синей положи половину весом да в местах и растирай. А в другие цветы положи понемногу, да так же растирай вместе с бисером.
Да ежели похочешь красную медь сделать зеленой то положи фунт красной меди и полфунта шлиотру, а прочее развешивай по надобью да перво медь разогрей, а тогда шлиотр положи в талую медь, и повари немного прутки да огнем высуши, да когда сготовишь опоки лить и выколотишь, да тогда в опоку покладай долгую в долгия места а короткия в коротким места. А покладай на правую сторону опоки в которой лика печатаны, а левую наверх. Да сложи вместе, опоки да возьми да тою левою стороною положи на доску. А правую наверх да доскою сверху, да в тиски чтоб туго было токмы в меру. И с обеих сторон опоки замажь землею от хвоста и до горла опайного да возьми уши нагрей, да тогда лей.
Потом же и сам упражняйся на всяком деле и ко всем наукам и будеши разумевати явственно и будешь искусен во всем.

Пояснения к указам

Оборудование и инструмент, упомянутые или подразумеваемые для операций, перечисленных в указах.

Слова,   приведенные   в   кавычках — подлинные   термины   из указов, рассматриваются по мере их появления в тексте.

1. «СОСУД» — емкость для смешивания воды с обыкновенной землей, чтобы отделить крупные части от мелких частиц.
2. Палка для размешивания смеси воды и земли.
3. «ДРУГАЯ ПОСУДА» — емкость для сбора тех частичек, что «с водою ходят*. В этой же емкости вода и испаряется.
4. Костер, в котором должны выгорать катки земли с мелкими частицами.
5. «ЧИСТОЕ СИТО» — для просеивания комков земли.
6. «КОРЫТО  НАРОЧНОЕ» — емкость для процеженной  и просеянной земли, в которую добавляется квас.
7. «ОПОКА» — опока, то есть рамка в которой набивается форма.
8. «ДОСКА» — плоскость на которую кладется опока.
9. Инструмент для набивки земли в опоки.
10. «НОЖ» — для срезания лишней земли с опоки.
11. «ПЫХВОЙ НАПЫХАЙ» — возможно, что «пыхва» есть локальное название гриба-дождевика, иначе — «дедушкин табак». Мелкие споры этого созревшего гриба могут использоваться как разделительный слой при оттиске модели в формовочную землю. Фразу «пыхвой напыхай» нельзя понимать буквально, ибо не сам гриб трясется над формовочной землей, но только споры, просеянные через сито.
12. «СИТОМ НАСЕЙ» — нанесение разделительного слоя между двумя опоками, чтобы разделить две половинки формы и извлечь модель.
13. «ПАХАННАЯ ГОРЯЧАЯ ПЕЧЬ» — для просушки опок с готовыми земляными формами.
14. «ГОРН» — горн.
15. Инструмент для изготовления «ПРОХОДОВ» в формовочной массе для доступа металла к различным частям формы. Вероятно, термин «путик» является обозначением или этих проходов, или колонок застывшего в них металла, то есть литников.
16. «БЕРЕСТОМ ВЫКОПТИТЬ» — готовый отпечаток выкоптить, чтобы сажа была разделительным слоем для горячего металла.
17. «ГОРШОК» — для меди, предназначенной для расплавки (тигель).
18. Меха для раздувания жара в горне.
19. «ПИЛА» — ножовка для отрезания металла, но также и напильник.
20. «НОЖНИ» — крупные ножницы для резки металла.
21. «ЩЕТЬ СВИНАЯ» — щетка из свиной щетины.
22. «ПЕЧКА НАРОЧНАЯ» — маленькая печь, муфель для отжига в горне готовых отливок. Отверстие в муфеле — «устье» — закрывается куском угля.
23. «МЕШОЧЕК» — малые меха, чтобы сдувать пыль.
24. Сосуд, чтобы толочь ягоды.
25. Емкость для хранения соли.
26. Сосуд для варки толченых ягод с солью.
27. Клещи или другое приспособление для переноса раскаленного тигля с металлом.
28. «ЩЕТЬ МЕДНАЯ» — для очистки готовых отливок. Используется и с квасом.
29. Сосуд для храпения кваса.
30. Маленькая емкость для кваса, в котором смачивается медная щетка.
31. «ПИЛА» — различные напильники для опиливания готовых отливок начисто.
32. «ГЛАДИЛО» — инструмент из твердой стали для выглаживания и пол¬ировки частей отливки.
33. «БЕЛЫЙ ПЛАТ» — белая чистая ткань для обтирания окончательно готовой продукции.
34. Приспособление — оборудование для очистки отливок песком.
35. Тиглей, отличающихся размером, должно быть несколько, но также и для различных сплавов металлов.
36. «ХРУСТАЛЬНАЯ ПОСУДА» — для хранения «КРЕПКОЙ ВОДКИ».
37. Стеклянная емкость для крепкой водки, в которую опускают для травления готовые отливки.
38. Стол для обработки готовых отливок.
39. Металлические щипцы для хватания мелких отливок и нагревания их в огне.
40. Деревянные щипцы или медные, но не железные, для погружения нагретых отливок в крепкую водку и извлечения из нее.
41. «КИСТОЧКИ ПОРТЯНЫЕ МАЛЫЕ НА ОБСТОЯТЕЛЬНЫХ РУКОЯТОЧКАХ» — кисточки для смазывания крепкой водкой готовых нагретых отливок.
42. Емкость для промывки в воде после травления в крепкой водке.
43. Сосуд с толчеными ягодами, в котором помещаются протравленные и промытые отливки на час.
44. «КАМЕНЬ АКИ КРЕМЕНЬ С ГНЕЗДЫШКОМ КРУГЛЕНЬКИМ» — для растирки финифти в порошок (ступка).
45. «КАМЕНЬ АКИ ЯЙЦО» — пестик для растирки финифти.
46. «МОЛОТ» — для разбивки крупных кусков финифти.
47. Маленькая емкость для воды, которую добавляют в ступку при растирании финифти.
48. «ХРУСТАЛЬ ИЛИ РАКОВИНА» — для помещения растертой в пыль финифти.
49. Сосуд для промывки финифти.
50. «СПИЧКА» — маленькие палочки для раскладки разных цветов эмали по изделию.
51. Столик для раскладки изделий под эмаль.
52. «ПЕЧКА» — маленькая печка-муфель для помещения ее в горн, а внутри нее лежат изделия с наложенной финифтью.
53. «ЖЕЛЕЗНАЯ ЛОПАТОЧКА» — для посадки в раскаленный муфель изделий, предназначенных к эмалированию.
54. «КАМЕНЬ» — плоский камень для раскладки на нем горячих изделий с эмалью.
55. Медные паяльники разных размеров для пайки оловом.
56. Различного вида и размера щипцы, струбцины и прочие предметы для паяния.
57. Различные емкости для припоя, флюса и пр.
58. Специальные острые инструменты для зачистки швов под паяние.
59. «МОЛОТ» — Специальной формы молоточки для разбивки кусков серебра в тонкие листы.
60. Наковальня специально для расплющивания серебра.
61. «КИСТОЧКИ» для укладки серебряного припоя в швы изделия.
62. Лопаточки для присыпки «варахи» — флюса на изделия.
63. «ЩЕТЬ СВИНАЯ» — чтобы брызгать водою на остывающие изделия с эмалью.
64. «ЧАШЕЧКА МЕДНАЯ» — для приготовления «варахи» — рощеной буры.
65. Емкость для храпения мыла.
66. «ГОРШОЧЕК НЕБОЛЬШОЙ» в котором жгут куски мыла па угольях до выгорания.
67. Ступка чтобы толочь буру с огарками мыла.
68. Ступка толочь «НАШОСТЫРЬ».
69. Лопаточка для оловянных опилок, чтобы сыпать на паяльные швы.
70. Специальный инструмент для приготовления чистых оловянных опилок.
71. Весы взвешивать и маленький и большой вес.
72. Ножницы резать железные прутки для петель.
73. Молотки и наковальня для выправления прутков.
74. «ЩИПОЧКИ» — чтобы хватать прутки и вставлять их в петли.
75. «ДОСКА» — для разведения земли с квасом, на которой обмазывают прутки для петель.
76. «ТИСКИ» — для сжатия опок перед отливкой.

Вышеперечисленный инструмент и оборудование прямо вытекают из положений указов, однако не могут исчерпывать весь необходимый инвентарь литейной — финифтяной мастерской. Реальное оборудование было значительно большим. В частности, отметим, что указы не упоминают о многих работах, непременно необходимых литейщику и эмальеру в качестве подготовительных или отделочных процессов. Например, нет упоминания о подготовке модели для печатания, или нет золочения и серебрения изделий после всех операций. Естественно, автор указов не перечисляет все обору¬дование, ибо его цель — рассказать только о специфике меднолитейного и финифтяного производства, но не более того.

Материалы, необходимые литейщику-эмальеру

1. «ЗЕМЛЯ» — обыкновенная земля, из которой приготовляют уже так называемую формовочную землю.
2. «КВАС СВЕЖИЙ ДОБРЫЙ» — квас, служащий клейким связующим в приготовлении формовочной земли. Тот же квас служит смягчителем при очистке и полировке изделий медной щеткой.
3. «УГОЛЬЕ» — древесный уголь, специально изготавливаемый полусгоранием. Вероятно, уголь покупался уже готовым у производителей, которые на Руси были повсеместно.
4. «БЕРЕСТА» — употребляется для копчения сажей земельных оттисков. Слой тонкой сажи необходим как разделительная пленка при заливке меди в формы.
5. «ПЫХВА» — по-видимому, локальное название гриба-дождевика, чьи споры служат тонким слоем, отделяющим опоки по разделу. В других производствах употребляют для этих же целей древесную муку, которая выгорает от горячего металла.
6. «ЯГОДЫ» — возможно, клюква для одних местностей, но и другая ягода — в других. Совместно с солью, ягодный мякиш работает по очистке металла и для нейтрализации кислоты — «крепкой водки».
7. «КРЕПКАЯ ВОДКА» — означает в том числе и «царскую водку», то есть смесь соляной и серной кислот. Но может употребляться и в качестве общего обозначения кислоты.
8. «СОЛЬ» — обыкновенная для химической обработки отливок.
9. «МЕЛЕНЬКИЙ ПЕСОК» — употребляется для очистки отливок.
10. «КРАСНАЯ МЕДЬ» — чистая медь.
11. «ЗЕЛЕНАЯ МЕДЬ» — латунь. Это доказывается тем, что в указе дается рецепт изготовления латуни, как смеси меди с цинком.
12. «ШЛИОТР» — цинк. До конца XIX века в России цинк нередко называли «шпиатр».
13. «ЗАПРУДА» — употребление этого слова в тексте указа позволяет предполагать, что речь идет об особенном металлическом сплаве, ибо перечисляется: «красной или зеленой и запруды». В жаргоне русских коллекционеров XIX века употреблялось название медного сплава «спруда», по словам Н. В. Покровского «первобытная бронза», из которой делались самые древние предметы. Археологи XX века отождествляют «спруду» со сплавом меди—олова — свинца. К сожалению, именно эта часть текста указа неясна по смыслу, возможно, текст перепутан переписчиком. Если переосмыслить текст, то получится предостережение автора указа, что предметы из «запруды» нельзя покрывать финифтью, ибо они расплавятся. Не означает ли термин «запруда» не какой-либо особый медный сплав, а переплавку обыкновенного металлолома? В таком случае все предыдущие трактовки термина «спруда» ошибочны и не имеют никакого отношения к «первобытной бронзе» или к сознательному сплаву медь-олово-свинец. «Запруда», пли «спруда», суть медные сплавы с мешаниной различных примесей, и не более того?
14. «ФИНИФТЬ» — поступала к литейщику в больших кусках, ибо требовала разбития молотом и растирания в порошок. Отдельным процессом названо употребление покупного бисера, который рекомендуется лишь в качестве добавки в финифть. Любопытно, что особенно подробно рекомендуется добавка бисера в синюю финифть. По-видимому, кусковая финифть была темного цвета, а добавка бисера в половинном весе давала голубой цвет. Именно темно-синяя финифть, часто почти черная в сочетании с голубой и есть наиболее распространенная расцветка всех русских меднолитых изделий XVIII—XIX веков. Не означает ли это, что темно-синее стекло-смальта было наиболее доступно, дешево на всероссийском рынке?
15. «БИСЕР» — был в России привозным из-за границы, ибо М. В. Ломоносов пытался наладить его производство как альтернативу импорту. Знакомство литейщиков с бисером заставляет предположить, что знаменитая расцветка поморских эмалей белыми, желтыми, черными точками делались укладкой кусочков бисера.
16. «СТАРИННОЕ СЕРЕБРО» — употреблялось для пайки серебром изделий типа чернильниц и цепочки.
17. «ОЛОВО» — для пайки медных предметов.
18. «ВАРАХА» — флюс для пайки серебром и медью. Составлялся самим мастером смешением рощеной буры с огарками горелого мыла.
19. «БУРА» — бура нормальная.
20. «БУРА РОЩЕНАЯ» — вареная бура.
21. «МЫЛО» — применялось для изготовления «вараха» и добавления в сплав латуни.
22. «НАШОСТЫРЬ» — нашатырь, флюс для паяния оловом.
23. «ПРУТКИ ПРОВОЛОЧНЫЕ» — железные прутки, нарезанные из покупной проволоки. Применялись для получения отверстий в петлях складней одновременно с отливкой изделия.

Вещи, указанные в качестве продукции

Створы, кресты, распятия, чернильницы, цепочки и «другие всякие вещи».

Технологические процессы в указах

Приготовление формовочной земли, формовка, отливка. Составление медных сплавов: «красной меди», «зеленой меди», «запруды».
Отделка поверхности готовой отливки: химическая обработка, механическая очистка, полировка.
Приготовление эмалевой массы из кусков финифти и бисера. Эмалирование изделий.
Паяние предметов серебряным и оловянным припоями. Приготовление паяльного флюса — «варахи».

Специфические термины

Обсуждая из терминов производства, отметим лишь те, которые необходимо прилагать уже к готовой продукции. Так, излишние столбики металла, заполняющие проходы к разным местам (литники) в указе названы «путики». Не относится ли тот же термин к вертикальным соединениям навершия крестов с летящими над оглавием херувимами?
В разделе о полировке гладилом сказано, о полировке «простых мест» и «по древам». «Простые места» — понятно без объяснений, но какую часть изделия называют «древом»? Пожалуй, так назвать можно лишь гладкое перекрестье — рамку, разделяющую сюжеты в многочастных створах.

Комментарии к Указам

Интонация текста скорее не приказная-указная, но доброжелательные советы. Словно отец поучает сына, не только передавая в его руки наследственную профессию, мастерскую, но и озабочен общим развитием своего ученика, включая и его нравственные устои. Чисто технические рекомендации заканчиваются таким заключением: «Потом же и сам упражняйся па всяком деле и ко всем наукам и будешь разумевати явственно и будешь искусен во всем».
Интимность наших указов, безусловно, является результатом убеждения автора-ремеслепника, что труд его есть наслаждение, но не проклятая тяжелая обязанность. Слушайте, с какой любовью автор поясняет такие технические и технологические детали: «кисточки сделай портяпые маленькие на обстоятельных рукояточках», «вытряхни тихости».
Составитель указа гордится своим ремеслом как важным всенародным художеством, поэтому употребляет наименование склянки с кислотой: «хрустальная посуда». Гордится литейщик и трудами своих рук, уверенный в том, что производит не что-то случайное, временного использования, но некое Произведение Духа Человеческого и для душевного восприятия другими людьми. Вот почему на ум не пришло слово «тряпица», но для окончательной обтирки готового изделия он рекомендует использовать «белый плат».

Весь текст сугубо технического руководства украшен самоцветами цветистой речи и памятками книгочея: «Первое подобает начати… », «в сосуде в каком пристойно… », «набей обстоятельно… ». Мастер-учитель видит себя в позе не простого умельца, который более умеет простых дел, по не менее как Книжного Наставника, проповедующего великие истины: «Посему же и прочая разумевай елико приложишь желание к благому учению, тогда и наипаче искусен будешь к великому делу».
Словесная цветистость и эмоциональная интонация текста провоцируют нас на попытку определения авторства и времени составления текста указов.
Например, многократное употребление слова «обстоятельно», «обстоятельный» свидетельствует о психологии скорее мастера крупного производства, важного производства, но не обыденных мыслишек деревенских кустарей, работающих только для приработка. Трудно представить себе сейчас истинный объем психологии мастера XVII—XVIII веков, однако если уместна аналогия с ремесленниками XIX века или с советскими рабочими, то автор указов должен быть непременно в ранге не ниже Мастера, осознающего понятие «рабочая честь».
Автор текста был главным мастером производства явно не деревенско-ремесленной ориентации, ибо называл свой образ занятий «великим делом», а результат своего труда видел только на «белом плате». Не свидетельствует ли это о том, что мастер причислял себя скорее к иконописцам, да к таким, которые рисуют по любви и вдохновению и для великих целей, но не для добывания пропитания?

Разумеется, тексты указов не дают нам исчерпывающей информации об авторстве или месте написания их, однако среди всевозможных групп русского населения, пожалуй, только у старообрядцев было отношение к медному литью как к «великому делу».
Только старообрядческие ремесленники, как правило, были и книгочеями, что и вылилось в книжный язык текста указов.
Соблазнительно предположить, что данные указы являются творчеством знаменитой Выгорецкой старообрядческой пустыни, однако, ничто в тексте указов не противоречит такому предположению.
Заключительная фраза указов «сам упражняйся на всяком деле и ко всем наукам и будешь разумевати явственно и будешь искусен во всем» своею торжественностью вполне в духе петровского времени, и именно такой дух великого преобразовательства реял и в писаниях выговских учителей начала XVIII столетия.
Не случайно же управляющий Петровскими заводами, Генинг назвал старообрядцев «лучшими работниками», что означает и то, что они работали в охотку, радостью благотворного труда!

Лингвистический анализ текста Указов поможет уточнить некоторые локальные слова, как например, «пыхва», что принесет аргументы в локализации написания текста.
Можно, однако, заключить, что в рекомендациях указов нет следов внедрения новейшей западноевропейской технологии, что произошло в русском производстве с начала XVIII века. Единственным исключением является употребление наименования цинка — «шлиотром», однако сам сплав меди с цинком — латунь, стал употребляться в России еще в допетровское время. Таким образом, возможно предположить, что наши указы, за исключением некоторых малосущественных деталей (типа добавки бисера), могут воссоздавать для нас общий технологический процесс медного литья еще древнерусской поры.

И последний вопрос: можно ли считать данный текст указов авторским автографом или это лишь перепись с некоего другого первоисточника?
Поскольку неизвестны другие списки Указов, то невозможно проводить сравнения разночтений в разных редакциях. Однако, остается возможность выловить в общей логической струе текста некую несуразицу, повтор или разрыв смысла.
В общем, тексты указов неразрывно логичны, однако в одном месте возможно допущение разрыва нити повествования: «А которое будешь лить створы или кресты наголо с зеленой меди лей отнюдь не клади». Чего не клади? Не пропуск ли это в тексте?
Впрочем, общее впечатление от текста таково, что его записывал писец под диктовку. Короче говоря, из данного текста невозможно сделать окончательные выводы об уникальность или копийности указов.

Публикуемые «Указ о медном мастерстве» и «Указ как финифтом наводить» являются единственными описаниями традиционной технологии изготовления меднолитой пластики на Руси. Некоторые положения этих указов могут способствовать атрибуции памятников древнерусского литья. Например, качество отливки в земельные формы таковы, что, словами автора указов «с ладони видать письмо». Значит, на отливках могут получаться отпечатки пальцев литейщика даже в том случае, когда модель из твердого материала. Некоторые исследователи, заметив следы отпечатков пальцев, делают поспешный вывод о том, что литье было по восковой модели. Согласно указу «с ладони... письмо» возможно на самой формовочной земле.

Текст указов позволяет нам наконец заглянуть непосредственно в процесс производства памятников русской меднолитой пластики, тогда как прежде мы довольствовались только нашим воображением.

Другие материалы раздела Медные литые иконы, кресты, складни