Внимание! С 12 августа до 2 сентября 2019 завод на каникулах.


491 Икона “Покров Богоматери”

Икона “Покров Богоматери”



Большая икона "Покров Богоматери"
Копия меднолитой старообрядческой иконы XIX века

Медное литье. Холодная эмаль
Размер 13 х 19,5 см

На иконе изображен один из самых почитаемых богородичных праздников - Покров Пресвятой Богородицы, посвященный идее покровительства и заступничества Богоматери за человеческий род и всю Русскую землю. Этот праздник был установлен на Руси в XII веке при великом князе Андрее Боголюбским. Сюжетным основанием праздника явилось Житие Андрея Юродивого, византийского святого, проводившего подвижническую жизнь Христа ради юродивого в Константинополе в первой половине X века. Во время всенощного бдения Андрей с учеником своим Епифанием, находясь во Влахернском храме, увидели на воздухе Богоматерь с сонмом святых, молящуюся и распростершую свой мафорий (покров) над христианами. Ободренные этим видением, греки отбили сарацинов, которые в это время угрожали Константинополю, и прославили в молитвах Богородицу.

На фоне трехкупольного храма изображена стоящая на облаках Богоматерь в позе Оранты с поднятыми в молении руками, на которых лежит мафорий - символ Её молитвенного предстательства. Богоматерь обращена к Христу, изображенному с благословляющей десницей в сегменте неба в левом верхнем углу иконки. За Богоматерью на облаках помещены в предстоянии Иоанн Предтеча и апостолы Иоанн Богослов, Петр и Павел, над ними - полуфигуры Ангелов. Внизу справа изображен полуобнаженный Андрей Юродивый, указывающий удивленному Епифанию на чудесное явление ему Богоматери. В центре на амвоне стоит в дьяконских одеждах Роман Сладкопевец, автор многих знаменитых песнопений в честь Богородицы, в его руке поднятый вверх развернутый свиток с хвалебной песнью. Слева предстоят Богоматери константинопольский патриарх Тарасий с Евангелием в руках, византийский император Лев VI, во время правления которого произошло чудо Покрова и на высоком царском месте императрица - царица земная предстоит Царице Небесной. Данная композиция Покрова является своеобразным иконографическим изводом, получившим распространение с XVII столетия.

Над композицией сверху - название праздника и килевидное навершие с изображением Троицы Новозаветной: за Небесным престолом сидит Бог Отец, одесную Его - Бог Сын, в центре над Ними - Бог Дух Святой в виде голубя.