Мастер Родион Семенович Хрусталев. Небольшое исследование. Часть 2
Датированные работы Р.С. Хрусталёва
Март 2015
Год | Сюжет и фото |
Место расположения клейма, текст и фото клейма |
Источник информации |
---|---|---|---|
1872 |
Успение Богородицы
|
Оборотная сторона |
Статья "По следам "облачного" Успения Богородицы" на Меднолите |
"ОТЪ ЧЕКАНЕНА ВЪ 1872 Году м2 МАСТЕРЪ РОДIОНЪ СИМЕНОВЪ ХРУСТАЛЕВЪ" |
|||
|
|||
1876 |
Киотный крест
|
Оборотная сторона Дата вверху. Подпись внизу вписана в орнамент |
|
1876 АВГУС[ТА] 14 [ДНЯ] М.Р.С.Х. |
|||
? 1876 |
Воздвижение креста | Нет информации | Диссертация Е.Я.Зотовой, стр. 150, ил. 57 |
1879 |
Киотный крест "Распятие с предстоящими"
|
Оборотная сторона Верхнее ребро средней перекладины |
"Символы и образы" стр. 199, ил. 213 |
1879 г. М.Р.С.Х. | |||
1879 |
Не рыдай Мене, Мати
|
Лицевая сторона. |
Небольшое исследование по иконе «Не рыдай Мене, Мати…» |
МРХ 79 | |||
1879 |
Благовещение Богородицы
|
Лицевая сторона Нижнее поле |
Диссертация Е.Я. Зотовой, стр. 149, ил. 45 |
М.Р.С.Х. ?? 1879 | |||
1879 |
Успение Богородицы
|
Лицевая сторона Нижнее ребро На нижнем поле клеймо СИБ |
Фото предоставил форумчанин olgor |
М.Р.С.Х. 8Л(?) 1879 г. | |||
1879 |
Избранные святые: Нил, Власий, Модест, Флор и Лавр |
Диссертация Е.Я.Зотовой, стр. 159 | |
Нет информации | |||
1879 |
Седмица |
Диссертация Е.Я.Зотовой, стр. 141, ил. 18 | |
Нет информации | |||
1880 |
Никола Чудотворец
|
Лицевая сторона Оглавие и верхнее ребро |
|
М.Р.Х. ??? 1880 г. | |||
? 1881 |
Воздвижение креста |
Диссертация Е.Я.Зотовой, стр. 150, ил. 57 | |
Нет информации | |||
1883 |
Большие праздничные створы
|
Надпись на картуше | Диссертация Е.Я.Зотовой, стр. 199 |
AWПГ. Го. М.Р.С.ХРУСТАЛЕ Е.ПЕТРОВОЙ ЗТЧА Л. | |||
1883 |
Успение Богородицы
|
Лицевая сторона Верхнее ребро |
Статья "По следам "облачного" Успения Богородицы" на Меднолите |
1883 г. ПОДПРАВИЛЪ М.Р.С.Х. | |||
1884 |
Три Святителя
|
Лицевая сторона Нижнее поле |
Диссертация Е.Я.Зотовой, стр. 158 "Символы и образы" стр. 13, ил. 175 Фото предоставил форумчанин piligrim812 |
М.Р.С.Х. 84 | |||
1884 |
Поклонение образу Богородицы |
Диссертация Е.Я.Зотовой, стр. 146 | |
Нет информации | |||
1885 |
Троица Ветхозаветная
|
Лицевая сторона Верхнее ребро |
Тема "Наследие Родиона Хрусталева" на Меднолите Каталог Еккеля 2004, стр. 126, ил. 97 |
1885 г. М.Р.С.Х. 89 г. | |||
? 1885 |
Николай Чудотворец |
Лицевая сторона Оглавие и верхнее ребро |
"Символы и образы" стр. 137, ил. 136 |
М.Р.С.Х. [1885] г | |||
Нет информации | |||
1885 |
Седмица
|
Лицевая сторона Верхнее ребро |
|
1885 г. М.Р.С.ХРУСТАЛЕВЪ | |||
1885 |
Спас Нерукотворный
|
Лицевая сторона Оглавие и верхнее ребро |
Диссертация Е.Я.Зотовой, стр. 141, ил. 17
Статья Е.Крюкова "Клейма мастеров и мастерских на меднолитых иконах" (ж. Антиквариат №4-2013). В статье Каталог Национальной галереи республики Коми |
Р.[Х.] 85 г. | |||
1885 |
Преподобный Нифонт
|
Лицевая сторона Верхнее ребро |
Церковно-археологический кабинет Диссертация Е.Я.Зотовой, стр. 155 Е.С.Сиротников "Неповторимые краски русской эмали", ил. 226 "Символы и образы" стр. 154, ил. 160 |
1885 г. М.Р.С.Х. | |||
1885 | Спас Смоленский | Диссертация Е.Я.Зотовой, стр. 141 | |
Нет информации | |||
1886 |
Покров Богородицы |
||
188[6] Г.М.Р.[С.Х.] | |||
Нет информации | |||
1886 |
Избранные святые (12 фигур) |
Лицевая сторона Нижнее ребро |
Диссертация Е.Я.Зотовой, стр. 159 "Символы и образы" стр. 13, ил. 185 |
Новая матка отъ чеканена въ [188]6…Л…М.Р.С.Х. | |||
Нет информации | |||
1886 |
Избранные святые: Целители |
Диссертация Е.Я.Зотовой, стр. 159 | |
Нет информации | |||
1889 |
Троица Ветхозаветная
|
Лицевая сторона Верхнее ребро |
Тема "Наследие Родиона Хрусталева" на Меднолите |
1885 г. М.Р.С.Х. 89 г. | |||
Обращают на себя внимание два момента:
1. Самой первой датированной моделью оказалась самая грандиозная работа, что противоестественно - для работы такого уровня требуется не только большой практический опыт (который нарабатывается годами), но и серьезные знания иконографии, которых у новичка быть не может. Кроме того, такая грандиозная работа требует нескольких месяцев работы (ориентировочно около полугода). Кто будет содержать непроверенного работника несколько месяцев, если результат заранее неизвестен? Поэтому считаю, что до выполнения прочеканки большой иконы Успение Богородицы Хрусталев уже имел многолетний опыт работы, и его имя было хорошо известно заказчикам моделей икон.
2. Время перехода подписи с оборотной стороны на лицевую имеет довольно четкую границу (1879 год). Могу предположить, что к своей цели - размещение на модели своего клейма - Хрусталев шел медленно, постепенно "приучая" к этому заказчиков и наблюдая за их реакцией. Именно поэтому первое клеймо Хрусталев разместил на самой трудоемкой работе, рассчитывая, что с учетом объема выполненной работы заказчик снисходительно отнесется к надписи на обороте. На второй датированной модели (киотном кресте) буквы М.Р.С.Х. замещают элементы орнамента, и потому надпись не бросается в глаза. А все клейма 80-х годов нанесены на лицевую сторону модели без тени "маскировки".
Двойные даты
Сентябрь 2015
В перечне датированных работ Хрусталева двойная датировка встречается на двух работах. Это семивершковая икона "Облачное Успение" и трехвершковая икона "Троица Ветхозаветная". Обе эти работы сохранились в виде моделей для формовки.
Большое Облачное Успение
На обороте надпись "ОТЪ ЧЕКАНЕНА ВЪ 1872 Году м2 МАСТЕРЪ РОДIОНЪ СИМЕНОВЪ ХРУСТАЛЕВЪ"
На лицевой стороне на верхнем ребре надпись "1883 г. ПОДПРАВИЛЪ М.Р.С.Х."
В теме "По следам "облачного" Успения Богородицы" на Меднолите показано фото позолоченной иконы с неполной надписью на обороте, но без надписи на лицевой стороне. Возможно она была отлита по указанной модели до правки, выполненной Хрусталевым в 1883 г. При сравнении иконы с одной датой на обороте с моделью, датированной два раза, выяснилось, что отливки идентичны, за исключением двух нижних углов сюжета. На иконе с одной датой эти углы залиты металлом, а на модели с двумя датами имеют перегородчатые выборки под эмаль.
Троица Ветхозаветная
На верхнем ребре надпись "1885 г. М.Р.С.Х. 89 г."
В третьем альбоме Стефана Еккеля имеется фото подобной иконы с надписью "1885 г. М.Р.С.Х." Аналогичная икона с одной датой показана в диссертации Елены Яковлевны Зотовой. На обеих иконах с одной датой между и под подножиями расположены шесть косых перегородок под эмаль. На модели с двумя датами эти перегородки отсутствуют.
Масштаб изменений и в первом, и во втором случае несущественен. Кому и зачем это было нужно?.. Разные варианты приходят в голову, но ни один из них не кажется убедительным...
<<< Начало
Клейма на меднолитых иконах. Систематизация >>>