Мастер Родион Семенович Хрусталев. Небольшое исследование. Часть 2

Датированные работы Р.С. Хрусталёва

Март 2015

Год Сюжет и фото Место расположения клейма,
текст
и фото клейма
Источник информации
1872

Успение Богородицы

Оборотная сторона

Статья "По следам "облачного" Успения Богородицы" на Меднолите
"ОТЪ ЧЕКАНЕНА ВЪ 1872 Году м2
МАСТЕРЪ РОДIОНЪ СИМЕНОВЪ ХРУСТАЛЕВЪ"

1876

Киотный крест

Оборотная сторона
Дата вверху. Подпись внизу вписана в орнамент
 
1876 АВГУС[ТА] 14 [ДНЯ]
М.Р.С.Х.
?
1876
Воздвижение креста Нет информации Диссертация Е.Я.Зотовой, стр. 150, ил. 57
1879

Киотный крест "Распятие с предстоящими"

Оборотная сторона
Верхнее ребро средней перекладины

"Символы и образы" стр. 199, ил. 213
"... На другом экземпляре в коллекции, также отмеченном датой "1879 г." и инициалами мастера РС.Хрусталева, представлен традиционный поворот главы вправо."

1879 г. М.Р.С.Х.
1879

Не рыдай Мене, Мати

Лицевая сторона.
Нижний бортик между средником и орнаментом

Небольшое исследование по иконе «Не рыдай Мене, Мати…»
МРХ 79
1879

Благовещение Богородицы

Лицевая сторона
Нижнее поле
Диссертация Е.Я. Зотовой, стр. 149, ил. 45
М.Р.С.Х. ?? 1879
1879

Успение Богородицы

Лицевая сторона
Нижнее ребро
На нижнем поле клеймо СИБ
Фото предоставил форумчанин olgor
М.Р.С.Х. 8Л(?) 1879 г.
1879

Избранные святые: Нил, Власий, Модест, Флор и Лавр

  Диссертация Е.Я.Зотовой, стр. 159
 
Нет информации
1879

Седмица

  Диссертация Е.Я.Зотовой, стр. 141, ил. 18
 
Нет информации
1880

Никола Чудотворец

Лицевая сторона
Оглавие и верхнее ребро
 
М.Р.Х. ??? 1880 г.
?
1881

Воздвижение креста

  Диссертация Е.Я.Зотовой, стр. 150, ил. 57
 
Нет информации
1883

Большие праздничные створы

Надпись на картуше Диссертация Е.Я.Зотовой, стр. 199
AWПГ. Го. М.Р.С.ХРУСТАЛЕ Е.ПЕТРОВОЙ ЗТЧА Л.
1883

Успение Богородицы

Лицевая сторона
Верхнее ребро
Статья "По следам "облачного" Успения Богородицы" на Меднолите
1883 г. ПОДПРАВИЛЪ М.Р.С.Х.
1884

Три Святителя

Лицевая сторона
Нижнее поле

Диссертация Е.Я.Зотовой, стр. 158

"Символы и образы" стр. 13, ил. 175

Фото предоставил форумчанин piligrim812

М.Р.С.Х. 84
1884

Поклонение образу Богородицы

  Диссертация Е.Я.Зотовой, стр. 146
 
Нет информации
1885

Троица Ветхозаветная

Лицевая сторона
Верхнее ребро

Тема "Наследие Родиона Хрусталева" на Меднолите

Каталог Еккеля 2004, стр. 126, ил. 97

1885 г. М.Р.С.Х. 89 г.
?
1885
Николай Чудотворец Лицевая сторона
Оглавие и верхнее ребро
"Символы и образы" стр. 137, ил. 136
М.Р.С.Х. [1885] г
Нет информации
1885

Седмица

Лицевая сторона
Верхнее ребро
 
1885 г. М.Р.С.ХРУСТАЛЕВЪ
1885 Спас Нерукотворный

Лицевая сторона
Оглавие и верхнее ребро

Диссертация Е.Я.Зотовой, стр. 141, ил. 17

Статья Е.Крюкова "Клейма мастеров и мастерских на меднолитых иконах" (ж. Антиквариат №4-2013). В статье
буква "Р." определена как "Г."

Каталог Национальной галереи республики Коми

Р.[Х.] 85 г.
1885

Преподобный Нифонт

Лицевая сторона
Верхнее ребро

Церковно-археологический кабинет

Диссертация Е.Я.Зотовой, стр. 155

Е.С.Сиротников "Неповторимые краски русской эмали", ил. 226

"Символы и образы" стр. 154, ил. 160

1885 г. М.Р.С.Х.
1885 Спас Смоленский   Диссертация Е.Я.Зотовой, стр. 141
 
Нет информации
1886

Покров Богородицы

   
188[6] Г.М.Р.[С.Х.]
Нет информации
1886

Избранные святые (12 фигур)

Лицевая сторона
Нижнее ребро

Диссертация Е.Я.Зотовой, стр. 159

"Символы и образы" стр. 13, ил. 185

Новая матка отъ чеканена въ [188]6…Л…М.Р.С.Х.
Нет информации
1886

Избранные святые: Целители

  Диссертация Е.Я.Зотовой, стр. 159
 
Нет информации
1889

Троица Ветхозаветная

Лицевая сторона
Верхнее ребро
Тема "Наследие Родиона Хрусталева" на Меднолите
1885 г. М.Р.С.Х. 89 г.

Обращают на себя внимание два момента:

1. Самой первой датированной моделью оказалась самая грандиозная работа, что противоестественно - для работы такого уровня требуется не только большой практический опыт (который нарабатывается годами), но и серьезные знания иконографии, которых у новичка быть не может. Кроме того, такая грандиозная работа требует нескольких месяцев работы (ориентировочно около полугода). Кто будет содержать непроверенного работника несколько месяцев, если результат заранее неизвестен? Поэтому считаю, что до выполнения прочеканки большой иконы Успение Богородицы Хрусталев уже имел многолетний опыт работы, и его имя было хорошо известно заказчикам моделей икон.

2. Время перехода подписи с оборотной стороны на лицевую имеет довольно четкую границу (1879 год). Могу предположить, что к своей цели - размещение на модели своего клейма - Хрусталев шел медленно, постепенно "приучая" к этому заказчиков и наблюдая за их реакцией. Именно поэтому первое клеймо Хрусталев разместил на самой трудоемкой работе, рассчитывая, что с учетом объема выполненной работы заказчик снисходительно отнесется к надписи на обороте. На второй датированной модели (киотном кресте) буквы М.Р.С.Х. замещают элементы орнамента, и потому надпись не бросается в глаза. А все клейма 80-х годов нанесены на лицевую сторону модели без тени "маскировки".

Двойные даты

Сентябрь 2015

В перечне датированных работ Хрусталева двойная датировка встречается на двух работах. Это семивершковая икона "Облачное Успение" и трехвершковая икона "Троица Ветхозаветная". Обе эти работы сохранились в виде моделей для формовки.

Большое Облачное Успение

На обороте надпись "ОТЪ ЧЕКАНЕНА ВЪ 1872 Году м2 МАСТЕРЪ РОДIОНЪ СИМЕНОВЪ ХРУСТАЛЕВЪ"
На лицевой стороне на верхнем ребре надпись "1883 г. ПОДПРАВИЛЪ М.Р.С.Х."
В теме "По следам "облачного" Успения Богородицы" на Меднолите показано фото позолоченной иконы с неполной надписью на обороте, но без надписи на лицевой стороне. Возможно она была отлита по указанной модели до правки, выполненной Хрусталевым в 1883 г. При сравнении иконы с одной датой на обороте с моделью, датированной два раза, выяснилось, что отливки идентичны, за исключением двух нижних углов сюжета. На иконе с одной датой эти углы залиты металлом, а на модели с двумя датами имеют перегородчатые выборки под эмаль.

Троица Ветхозаветная

На верхнем ребре надпись "1885 г. М.Р.С.Х. 89 г."
В третьем альбоме Стефана Еккеля имеется фото подобной иконы с надписью "1885 г. М.Р.С.Х." Аналогичная икона с одной датой показана в диссертации Елены Яковлевны Зотовой. На обеих иконах с одной датой между и под подножиями расположены шесть косых перегородок под эмаль. На модели с двумя датами эти перегородки отсутствуют.

Масштаб изменений и в первом, и во втором случае несущественен. Кому и зачем это было нужно?..  Разные варианты приходят в голову, но ни один из них не кажется убедительным...

<<< Начало
Клейма на меднолитых иконах. Систематизация >>>

Другие материалы раздела