Великий Новгород – один из древнейших городов России, расположенный на северо-западе у истока реки Волхов из озера Ильмень. Возник он в 859 году и история его неразрывно связана со всеми важнейшими этапами жизни русского государства.
Принятие христианства в конце Х века превратило Новгород в мощный духовный центр. Особый уклад политической жизни, духовная свобода и территориальная автономия республики способствовали развитию культуры и искусства.
Всемирную известность получили новгородские архитектурные традиции, новгородская школа иконописи, ювелирного и декоративно-прикладного искусства.
Среди коллекции Новгородского музея ведущим является собрание декоративно-прикладного искусства, часть которого - медное литье - охватывает широкий исторический диапазон XI-начало XX века. В новгородских литейных мастерских в XI-XVII  веках отливали иконы, кресты, складни, кресты наперсные, кресты нательные, иконки-складни, иконки наперсные (носили поверх одежды) и другое.

После церковного раскола XVII века традиции церковной металлопластики были сохранены русским старообрядчеством. Крупнейшим центром по производству медного культового литья на протяжении всего XVIII и первой половины XIX века был Выг (Карелия). В 1730-1740-е годы в числе выговских медников, которые «льют створы», названы новгородцы: посадский человек Василий Евстратов с племянником своим и посадский же человек Василий Петров сын Лобков, а также некто Горбун, мастера Мартынов, Михайлов.

Широкое применение меди для литья предметов религиозного культа не было случайностью. Медь обладала «магическими» свойствами.
По народному поверью кресты-нательники должны быть обязательно медными, так как по библейскому преданию пророк Моисей сделал «медного змея и выставил его как знамя, и ужаленный человек, взглянув на медного змея, оставался жив».
Кроме того, по мнению археолога XIX - начала XX веков И.Голышева, медным крестам и иконам народ отдавал предпочтение потому, что «они вековечны, а с деревянных икон простой работы очень скоро совершенно слетает вся иконопись».

В современном Новгороде возрождение древнего традиционного промысла началось в 1992 году на базе бывшего завода народных художественных промыслов.
Мастера предприятия владеют сложными приемами изготовления восковых моделей, литья из медных сплавов – бронзы, и характерными для художественных промыслов способами ручной отделки: гравировкой, чеканкой, патинированием. Формы и содержание искусства старых мастеров стали образцом для современных художников, часто работающих по уникальным старинным моделям.
Образцами для складней, икон, крестов послужили произведения меднолитой пластики старообрядческих мастерских XVII-XIX веков. Для производства было получено благословение Владыки Новгородского и Старорусского Льва и признание Центрального Совета Древлеправославной Поморской Церкви с их строжайшими требованиями к каноничности.
Кроме того, мастера создают превосходные авторские работы, дающие их творцам право называться достойными наследниками одного из старейших художественных ремесел.
Изделия промысла постоянно экспонируются на художественных промышленных выставках и ярмарках.
Все изделия выполнены методом литья по выплавляемым моделям. Каждое – индивидуально и неповторимо, так как от литейной заготовки до готового изделия в него вложена ручная работа мастера.