Мастер Родион Семенович Хрусталев. Небольшое исследование. Часть 1

Сопоставление известных фактов и существующих гипотез о деятельности Р.С. Хрусталева

Март 2013

Из сообщений на форумах и статей я попробовал отобрать касающиеся Хрусталева факты, отсеивая догадки и домыслы, насколько это возможно.
Из тех же статей и форумов собрал существующие мнения о роли Хрусталева в медном литье.

Мнения о роли Хрусталева:
1. Хрусталев - резчик-чеканщик моделей, работавший в заведении Соколовой (Петровой).
2. Хрусталев - литейщик, работавший в заведении Соколовой (Петровой).
3. Встречается выражение "Мастерская Хрусталева". Вероятно, имеется в виду мастерская, где Хрусталев мог бы быть если не владельцем, то управляющим или "главным технологом", что не мешало бы ему самостоятельно выполнять наиболее ответственные работы.

Затем известные факты о Хрусталеве примерил к каждому из мнений о его роли в медном литье. Результаты представил в виде таблицы:
"+1" - факт подтверждает мнение,
"-1" - факт опровергает мнение,
"0" - трудно сделать однозначный вывод.

  Варианты роли Хрусталева
Известные факты о Хрусталеве и клеймах МРСХ и т.п. Резчик-чеканщик моделей Литейщик Управляющий медницей

1. На иконе "Успение" имеется надпись "Отчеканена в 1872 году. Мастер Родион Семенович Хрусталев"
.

+1
Чеканщик создал модель и подписал её
-1
Уважающий свою профессию литейщик никогда не скажет про свою работу "отчеканена"
 
2. Геннадий (Кукушкинд) в своем исследовании извода "Не рыдай Мене, Мати" пришел к выводу, что "первое поколение" икон М1 имеет надпись "МРХ 79" +1
Создавший новый извод мастер мог поставить свое клеймо на модели
-1
Работа литейщика не имеет отношения к созданию новых изводов, и маловероятно, что литейщик новый извод стал бы обозначать как-то особенно.
+1
Управляющий медницей мог заказать изготовителю моделей новый извод и попросить поставить на нем свои инициалы и год заказа. Создание нового извода - работа дорогая, и оплативший заказ мог поставить подобное условие.
3. Существует множество икон с метками Хрусталева "РХ", "МРХ", "РС", "МРСХ", которые в таком количестве не могли быть выполнены одним человеком, и сомнительно, что могли быть отлиты одной медницей в течение 20 лет.   -1  
4. В настоящее время отсутствуют известные упоминания о Хрусталеве в архивных документах, в то время как имеются упоминания о Тимофееве, Закаткине, Петровой, Соколовых и других мастерах и владельцах медниц.     -1
5. Имеются разные варианты икон одного извода с метками Хрусталева, например складень Двунадесятые праздники, Избранные святые-1.     -1
Нет необходимости в одной мастерской иметь несколько разных моделей одного сюжета
6. Имеются иконы, на которых кроме клейма Хрусталева имеется клеймо медницы. Например "Хрусталев Е. Петровой", "РСХ МС", "МРСХ ЗС" (МС предположительно "Мария Соколова", ЗС - "Заведение Соколовой")
    -1
7. Имеются киотные кресты с клеймом Хрусталева РХ на лицевой стороне и клеймом СИБ на обратной.      
8. Новые факты могут потребовать новой проверки.      
Результат +2 -3 -2

Два факта подтверждают, и ни один не противоречит варианту 1: Хрусталев - резчик-чеканщик моделей, работавший в заведении Соколовой (Петровой).

Однако мне показалось, что подтверждение самой правдоподобной версии только двумя фактами из семи недостаточно для того, чтобы признать ее убедительной. Но если в варианте "Хрусталев - резчик-чеканщик моделей, работавший в заведении Соколовой (Петровой)" заменить предлог "в" на "для", тогда это определение будут подтверждать уже 4-5 известных фактов. То есть: Хрусталев - независимый резчик-чеканщик моделей, работавший для заведений Соколовой, Петровой и других. Такое определение подтвержает факт 3 - если по моделям Хрусталева работали несколько медниц, то это объясняет большое количество икон с его инициалами. Получает объяснение и факт 5 - для разных медниц Хрусталев создавал различные модели одного сюжета.
Возможно, такая оценка деятельности Хрусталева встречалась и раньше, но я её не заметил, когда просматривал информацию.

Итак, в результате анализа известных фактов можно сделать вывод, что Хрусталев был самостоятельным изготовителем моделей, работавшим по заказам различных медных заведений.

Варианты одного извода

Сентябрь 2014

Обнаружил, что существует 4 варианта икон "Избранные святые" с инициалами Хрусталева.

Вариант 1: Извод с "веревочкой" по периметру. Буквы РСХ внизу, Х под правой ногой Иулитты. Рядом ударное клеймо МС, которое было так же проставлено на модели и копировалось при отливке икон по этой модели. Нашел 3 экземпляра.

 

Вариант 2: Извод с "веревочкой" по периметру. Буквы (М)РСХ внизу. М еле угадывается. Х почти под левой ногой Иулитты. 2 экземпляра.

   

 

Вариант 3: Извод с "веревочкой" по периметру. Буквы РСХ на поле в верхнем левом углу. 4 экземпляра. Предполагаю, что вариант 3 включает в себя два подварианта. Но пока недостаточно информации, чтобы понять "степень" их самостоятельности.

   

 

Вариант 4: Извод без "веревочки". Буквы МРСХ внизу. Х под правой ногой Кирика.

   

Для литья описанных четырех вариантов одного извода использовались 4 модели. Скорее всего, эти 4 модели использовались в четырех разных мастерских, так как использовать две разные модели в одной мастерской смысла не имеет. Если посмотреть на оглавия икон каждого из вариантов, можно заметить, что каждому варианту соответствует и "свое" оглавие.

Оглавие варианта 1:
узкое, короткое, несимметричная огранка
Оглавие варианта 2:
среднее по ширине, вытянутое, симметричная огранка
Оглавие варианта 3:
узкое, короткое, симметричная огранка
некоторые очень похожи на оглавия варианта 1
Оглавие варианта 4а:
широкое, короткое, симметричная огранка
Оглавие варианта 4б:
широкое, вытянутое, симметричная неаккуратная огранка

Тот факт, что каждому из вариантов извода соответствует "своя" обработка оглавия, подтверждает предположение, что 4 модели использовались в разных мастерских.

Два разных варианта обработки оглавия варианта 4 могут быть результатом обработки двумя разными работниками одной мастерской. Но возможно были две разные модели варианта 4, использовавшиеся в разных мастерских. Этой версии соответствует характерное нанесение эмалей горизонтальными полосами на трех иконах с оглавием 4а. Все остальные иконы имеют "пятнистое" наложение эмалей. Для проверки этой версии нужно больше информации.

То, что по изготовленным Хрусталевым моделям работали не менее четырех мастерских, подтверждает сделанное ранее предположение, что Хрусталев не работал ни в одной из этих мастерских, а был самостоятельным изготовителем моделей и работал на заказ.

И еще один дополнительный вывод: форма обработки оглавия может служить дополнительным признаком при попытке определения какой мастерской была изготовлена конкретная икона. Но сначала необходимо накопить определенный объем информации о формах оглавий и попытаться "привязать" их к мастерским.
Апрель 2015: Еще раз подумал и решил, что с выводом о взаимосвязи между формой оглавия и мастерской я поспешил. Форма оглавия на иконе в первую очередь зависит от формы заготовки под оглавие на модели. А на моделях разных сюжетов в одной мастерской могут быть совершенно разные формы оглавий. Соответственно могут сильно отличаться и оглавия икон разных сюжетов, обработанные одним работником. Форма обработанного оглавия в основном определялась моделью.

Отношение литейных мастерских к клеймению Хрусталева

При обсуждении клеймения икон на форуме была высказана мысль, что клеймение могло появиться из-за банального тщеславия. И в то же время была  дана лаконичная оценка клеймению икон - неуместность.

Можно предположить, что аналогичные оценки возникали и в XIX веке у работников мастерской, которые ежедневно сталкивались с клеймом Хрусталева. И вероятно они не благоговели при взгляде на хрусталевские клейма - современники нечасто высоко оценивают работу тех, кто работает рядом с ними.
Появилась догадка, что какой-нибудь хозяин мастерской, ежедневно тиражирующей на своей продукции инициалы Хрусталева, мог задаться вопросом, почему это его мастерская постоянно рекламирует постороннего мастера, а имя владельца остается неизвестным покупателю. И этот вопрос рано или поздно привел бы его к попытке нанести и свои инициалы на продукцию мастерской.
Информация об иконках, отлитых по модели с двойным клеймом на этот момент уже была - это "Избранные святые" вариант 1, клейма РСХ + МС. И если бы нашлась иконка с точно таким же клеймом РСХ, но без клейма МС, то это могло бы говорить о возможности появления клейма МС на модели именно по указанной причине. Нашлась такая иконка неожиданно быстро, и даже не одна, а две.

  Два примера клейма РСХ с клеймом МС


Судя по идентичной обработке оглавий на иконках с одним и с двумя клеймами, можно сделать вывод, что вероятнее всего все они были отлиты в одной мастерской.
Конечно же появление второго клейма могло быть вызвано и множеством других причин. Более-менее достоверно известно только то, что сначала лили по модели с клеймом РСХ, а позже на эту же модель было поставлено клеймо МС.

Вопрос с неуместностью казался значительно более сложной задачей. Если владелец мастерской был категорически против размещения клейм на иконе, он должен был попытаться уничтожить клеймо на модели. Предположим, какое-то время литейка работала по модели с клеймом, а потом по приказу хозяина клеймо было стерто. И как сейчас можно найти такие иконы? По каким признакам можно определить, что они были отлиты именно с этой модели? Задача практически не решаема.
Однако и тут повезло, и очень быстро удалось найти то, чего я даже не мог предположить.


На форуме появилась иконка Воскресение, на которой еле проглядывается клеймо МРСХ. Проглядывается именно в том месте, где и должно быть. И в то же время наименование сюжета, надпись IC ХС и буквы на нимбе Христа хорошо читаемы. Можно предположить, что сначала мастерская работала по модели с клеймом МРСХ, а в какой-то момент клеймо стерли. Но стерли не до конца. Возможно решили, что достаточно стереть до "нечитаемого" вида. Может было так, а может и иначе...

В первых двух разделах этого материала сначала собирались факты, а потом на их основе делался наиболее вероятный вывод. В последнем разделе порядок обратный, сначала было сделано предположение, а потом для его подтверждения были найдены факты. Поэтому предположения последнего раздела требуют неоднократной проверки.

Продолжение >>>
Клейма на меднолитых иконах. Систематизация >>>

Другие материалы раздела