330 Икона большая “Воскресение. Сошествие во ад”

Икона большая “Воскресение. Сошествие во ад”

3301 Двухвершковая меднолитая икона "Воскресение Христово. Сошествие во ад"

{cell_2}

3302 Медная икона "Воскресение Христово. Сошествие во ад" вариант без эмалей



3301 Икона большая "Воскресение Христово. Сошествие во ад"
Копия старообрядческой медной иконы XIX века.

Бронзовое литье. Холодная эмаль (вариант без эмали 3302)
Размер 9,8 х 11,1 см

На иконе изображена подробная многоплановая композиция Воскресения Господа Нашего Иисуса Христа (название иконы резными буквами идет по верхнему краю). Традиционное изображение Воскресения Христова - праздника Пасхи, победы Богочеловека Христа над смертью и демоническими силами, в виде сцены Сошествия Христа во ад добавлено вверху изображением воскресшего Христа на фоне опустевшего гроба, появившимся в иконографии праздника под влиянием западноевропейского искусства лишь в семнадцатом столетии. Христос окружен сияющей мандорлой (Славой) и Ангелами (слева); за пустым гробом Господним видны головы испуганных воинов, стороживших вход в погребальную пещеру. Вверху на фоне палат - поклоняющийся гробу Господню апостол Петр (слева) и деревья, символизирующие рай, среди которых изображены поясные фигуры - пророки Енох и Илья и благоразумный разбойник, попавшие в рай, согласно апокрифическому Евангелию от Никодима, минуя адскую бездну. Рядом с ними шестикрылый Серафим, охраняющий вход в рай.
В нижней части иконы - сцена Сошествия Христа в ад: Христос в сиянии славы ("Царь Славы") стоит на разрушенных створах врат ада, правой рукой Он держит десницу Адама, "привлекая его к сиянию Своего света". К ногам Христа низко склоняется Ева, за Адамом и Евой из пасти ада выходят ветхозаветные праведники, над ними - Архангел побивающий сатану. Христос обращен к группе праведников и пророков (в коронах - цари Давид и Соломон) во главе с Иоанном Предтечей, высоко поднятой левой рукой Он указывает им вход в рай.
Двойное изображение в центре иконки воскресшего Христа в сияющей славе создает торжественную вертикаль композиции, вторящей ликующим победоносным песнопениям праздника Пасхи: "Воскресения день и прсветимся торжеством, и друг друга обымем. Рцем братие и ненавидящим нас простим вся Воскресением, и тако возопием: Христос воскресе из мертвых смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав".