712 Складень-створцы “Деисус с избранными святыми” трехчастный

Складень-створцы “Деисус с избранными святыми” трехчастный

{cell_2}


Складень-створцы "Деисус с избранными святыми" 3 части
Копия старообрядческого меднолитого складня XVIII века

Медное литье. Холодная эмаль
Размер 16,2 х 6 см (5,7 х 6 х 1,2 см в сложенном виде)

На центральной створке изображен полнофигурный Деисус. На левой створке — апостол Иоанн Богослов, святители Никола Чудотворец и митрополит Филипп, на правой — Ангел Хранитель, преподобные Зосима и Савватий Соловецкие. На обороте левой (лицевой) створки изображение Голгофского креста.

Иконографическая программа этих небольших складней, одних из самых популярных в старообрядческой среде в XVIII-XIX веках, была создана Выговскими староверами, считавшими себя хранителями древних православных традиций. Действительно, изображенная на центральной створке композиция трехфигурного Деисуса традиционна и имеет многочисленные аналогии в византийском и древнерусском искусстве. Зато в составе предстоящих, изображенных на боковых створках, проявилась творческая мысль поморских богословов.

На центральной створке изображен Спас на престоле с Богоматерью и Иоанном Предтечей.
На левой створке изображены в рост предстоящие Христу апостол Иоанн Богослов, святитель Никола Чудотворец и митрополит Филипп в святительских одеждах, все трое предстоящих с Евангелиями в руках. Эти святые особо почитались у старообрядцев как хранители и защитники истинной веры. Митрополит Филипп, бывший до призвания на митрополичью кафедру игуменом Соловецкого монастыря и мученически погибший при Иване Грозном за исповедание христианских Истин и обличение царских злодейств, почитался как исповедник и заступник гонимых за веру.
На правой створке в позах предстояния изображены Ангел Хранитель с крестом в правой руке и опущенным мечом в левой, преподобные Зосима и Савватий Соловецкие. Изображение в Деисусном чине вместо Архангелов Михаила и Гавриила предстоящего Христу Ангела Хранителя, охраняющего душу человека от всякого зла, появилось только в творчестве старообрядческих мастеров. Зосима и Савватий Соловецкие, игемены-основатели Соловецкой обители, чью иноки мученически погибли в борьбе за чистоту православия при царе Алексее Михайловиче в 1676 году, особенно чтились в Поморье. Выговские старообрядцы считали себя наследниками и продолжателями дела Соловецких раскольников.
Такие складни, отражавшие богословскую мысль и взгляды староверов, были широко распространены в XVIII-XIX веках по всей территории России. Эти складни именовались также "девятками" по числу изображенных лиц.