Крест из бабушкиного сундука: Киотные кресты ч.1
Малые киотные кресты. Выг (?). XVIII – XIX вв. |
Первым крупным центром старообрядческого литья стал Выг. Первые литейные мастерские появились здесь на рубеже XVII и XVIII столетий. Среди прочих изделий: разнообразных икон, складней, застежек и закладок для книг, - в медницах, обустроенных в Выговских скитах и многочисленных старообрядческих поселениях, отливались и разнообразные кресты, в том числе наперсные и киотные. Здесь появляется самый маленький тип киотного креста, размером (самые маленькие) всего 60*40 мм. Среди крестов данного типа, выполненных в нескольких изводах, часто украшенных многоцветными эмалями, никогда не встречаются изделия с проушиной для гайтана. Это позволяет с уверенностью предположить, что изготавливались эти маленькие кресты преимущественно для врезки в иконы.
Среди малых киотных крестов другого типа были и такие, которые отливались с проушиной, то есть предназначались для ношения на груди. Их средний размер 108*67 мм, хотя бывали и небольшие отклонения. Разнообразие наверший и подножий данного типа креста, а так же разное качество отливки, позволяют предположить, что отливались они в мастерских разных регионов.
Малые киотные (наперсные?) кресты. XVIII–XIX вв. |
Вероятнее всего, именно на Выге впервые появился тип киотного креста с четырьмя предстоящими, который получил весьма широкое распространение.
Киотные (наперсные) кресты XVIII в. |
Одним из первых изделий такого типа был небольшой крест размером 90*57 мм, с образом Спаса Нерукотворного в верхней части и двумя парами предстоящих, находящихся на прямоугольных пластинах, которые первоначально отливались отдельно и потом припаивались к кресту. Наличие проушины на задней стороне и небольшие размеры позволяли носить этот крест как наперсный. Впоследствии над средней перекладиной появились фигурки шестикрылых ангелов. Возможно, это дополнение было сделано гуслицкими мастерами.
Наиболее распространенные киотные кресты с предстоящими, отливавшиеся первоначально на Выге, а потом практически во всех старообрядческих мастерских, имели значительно больший размер, в среднем 230*150 мм. Они отливались либо под золочение, либо с большим количеством выемок под эмаль. Украшенные многочисленными эмалями, число которых доходило до восьми, покрытые позолотой, киотные кресты с предстоящими выглядели не менее изысканно и ярко, чем традиционные, написанные на дереве иконы северных писем. По мнению знатоков, несомненно Выговскими крестами являются те, по контуру которых идет ряд мелких кружков, в то время как в московских и иных изделиях он состоит из прямоугольников. На Выге был разработан и орнамент, украшавший обратную сторону крестов, в котором присутствуют явные черты позднего барокко.
Киотный крест. Выг. XVIII–XIX вв. |
В московских мастерских, связанных с Преображенским кладбищем, ставшем в конце XVIII века центром сразу двух беспоповских согласий: поморского и федосеевского, помимо больших крестов отливались кресты с предстоящими меньших размеров, в среднем 165*110 мм. По своему виду они ничем не отличались от больших крестов, однако обратная сторона была заполнена иным, более простым растительным орнаментом.
На концах средней перекладины крестов этого типа располагались знаки Солнца и Луны. Иногда они изображались окруженные облаками и служили иллюстрацией евангельского текста: «От часа же шестаго до часа девятаго тьма бысть по всей земли…» (Мф. 27,45). На некоторых крестах ощущение тьмы усиливается изображением звезд. Однако человеческие лики на этих лунно-солярных символах указывали на более древние языческие архетипы, которые были зафиксированы на древнейших иконописных изображениях Креста.
Как известно, старообрядчество очень недолго представляло собой единое движение и очень скоро раскололось на несколько десятков толков и согласий, часто враждующих друг с другом. Поэтому и литые кресты, о которых идет речь, имеют некоторые различия. Так на крестах старообрядцев поморского согласия никогда не обнаруживается изображение Святого Духа "в виде голубине". На поморских крестах и крестах, имевших также хождение в среде близких по идеологии к поморцам старообрядцев-федосеевцев, изображение Господа Вседержителя заменяется Нерукотворным Образом Спасителя и никогда не присутствует надписание IНЦИ - Iсус Назорей Царь Иудейский.
Споры о том, следует ли поклоняться Кресту, если на нем изображена пилатова надпись, возникли в старообрядчестве с самого начала раскола. Архидиакон Соловецкого монастыря Игнатий, автор нескольких распространенных в старообрядчестве полемических сочинений, в Челобитной царю Алексею Михайловичу, а затем в книге "Писание священнодиакона Соловецкаго Игнатия на отступники никонияны обличительно о написании титлы на кресте Господни" категорически отвергал форму надписи IНЦИ. Игнатий требовал писать на крестах буквы IХЦС (Iсус Христос Царь Славы). Не разворачивая аргументации по содержанию надписи, Игнатий приводил многочисленные примеры крестов, содержащих предлагаемую им титлу.
Противником Игнатия выступил Соловецкий иеромонах Геронтий, не менее авторитетный публицист и апологет «старой веры». Он изложил свои возражения в своем "Ответе священноинока Геронтия к востязающим мя...".
В результате конфликта Игнатий вынужден был покинуть Соловецкий монастырь. С 1666/1667 г. начинаются двадцатилетние странствия Игнатия по Русскому Северу, закончившиеся гибелью в знаменитой Палеостровской гари.
После ухода Игнатия в обители оставались его сторонники. В марте 1669 г. один из самых радикальных лидеров соловецкого восстания Фаддей Бородин возглавил уничтожение крестов с надписанием IНЦИ.
Долгое время защищали «пилатовы титла» последователи другого дьякона Феодосия Васильева, составившие особое согласие федосеевцев. Известны полемические сочинения известных деятелей этого согласия Игнатия Трофимова и Алексея Самойлова, защищавших титла.
В течение многих десятилетий вопрос о пилатовом титле обсуждался в старообрядчестве, главным образом, среди беспоповцев, пока федосеевцы не согласились вслед за поморцами и филипповцами отложить поклонение Кресту с пилатовым титлом. Поповцы исторически мало участвовали в этой дискуссии, они считали приемлемыми оба варианта титла, не находя ни в одном из них никакой ереси.
К концу XVIII столетия бо'льшая часть федосеецев согласилась с поморцами в отрицании «Пилатова надписания». Меньшая часть, верная основателю толка Феодосию Васильеву, признает только кресты с титлом IНЦI. Эти оставшиеся в меньшинстве последовательные федосеевцы образовали обособленное согласие, названное титловщиной. Наиболее редкими киотными крестами являются именно эти бытовавшие в среде «титловщины» кресты, на которых в оглавии присутствует изображение Спаса Нерукотворного, есть пресловутая «титла» IНЦИ, но нет образа Святого Духа.
Рассмотрим титла и надписания с их традиционным старообрядческим истолкованием, находящиеся на наиболее распространенных крестах, которые теперь имеются едва ли не в каждом православном храме. На верхней поперечной перекладине креста, которая по смыслу изображает дощечку с надписью Пилата, в большинстве случаев нанесено титло IНЦИ. Означает оно вину Распятого Спасителя - Иисус Назорей (или Назарянин) Царь Иудейский. Отвергая «Пилатово титло», поморцы были уверены, что эта четырехбуквенная надпись "взлезла на крест" только при патриархе Никоне, который "нового бога выдумал", и толкуют ее так: "Iнаго Царя Никон Исповеда".
Следующая надпись, которую некоторые знатоки толкуют по-своему, помещена в крестчатом нимбе Распятого Спасителя. Эта надпись Ѿ ОН по-гречески написанное Имя Божие, открытое Моисею (Исх.3:14), то есть "Сый, Сущий". Наши доморощенные толкователи, изъясняют ее как "Он Отец Наш" или "Он ОТ Отца Нисшел", или пространнее "ОТ небес сошед Господь наш Iсус Христос и пришед к iудеом, Они же его неприяша, На кресте распяша". Заметим, что Византия не знала таких буквенных знаков на крестчатом нимбе Спасителя. На русских иконах и фресках они появляются с XIV столетия (Похожим образом помещаемые на богородичных иконах титла МР ѲY любители витиеватых толкований объясняют как "Мария Роди Фарисеев Учителя", в то время как это простое сокращение греческих слов "МАТЕР ѲЕY", то есть Матерь Божия).
В навершии поморских крестов всегда изображается Нерукотворный Образ Спасителя с соответствующим надписанием, ниже которого находятся изображения двух ангелов с покрывалами в руках, которые как бы спускаются к Распятому Христу. Ниже ангелов обычно располагается надпись ЦАРЬ СЛАВЫ.
На крестах других старообрядческих согласий на месте Нерукотворного Образа находится поясное изображение Господа Вседержителя в звездчатом нимбе и с надписанием ГДЬ САВАОФ, окруженное облаками.
Ниже средней перекладины креста обычно записывается тропарь: «Кресту Твоему покланяемся Владыко и святое Воскресение Твое славим».
Надписание НИКА, находящееся обычно у ног Спасителя, означает по-гречески Победа, ибо Господь Своим Распятием и Воскресением являет победу над абсолютной властью диавола, греха и смерти над человеческим родом. Старообрядческим мудрецам такое простое объяснение неинтересно. Оно толкуют слово НИКА как титло "Нас Искупил Кровию Адама". Сие мудреное измышление никак уже не согласуется с учением Христианской Церкви, ибо искупил нас Своею Кровию Сам Господь Иисус Христос, а кровь Адама здесь совершенно ни при чем.
По бокам Распятого Христа обычно изображаются орудия казни с соответствующими буквенными обозначениями К - копие, Т - трость, Г - губа, смоченная уксусом.
Ноги Иисуса пригвождены к подножию, косой перекладине креста. На древних крестах эта нижняя перекладина часто бывала строго горизонтальной. С середины XVII столетия она становится наклонной, так что левый (со стороны зрителя) ее конец слегка приподнят, а правый опущен. Такой наклон, по мнению иных знатоков иконографии, указывает на разбойников, распятых вместе со Спасителем. Считается (хотя Евангелия ничего об этом не сообщают), что по правую сторону от Христа был распят благоразумный разбойник, который, покаявшись, был прощен и оказался в раю. Неблагоразумный же разбойник отправился в преисподнюю, которой надлежит быть «ниже нижнего». По другому толкованию, приподнятый левый конец изображает участь оправданных на Страшном Суде людей, которые стояли «одесную» Престола Божия, другой, опущенный конец перекладины указывает на участь осужденных грешников.
В нижней части креста обычно отливается рельефное изображение Иерусалима. Трудно сказать что это: исторический Иерусалим, где совершилось распятия Сына Божия или символический Иерусалим Небесный, который открывается спасенному человечеству Крестной Смертью Спасителя.
У подножия креста часто располагаются еще четыре буквы МЛ и РБ, что должно расшифровываться как выражение "Место Лобное Рай Бысть" (то есть раем стало), иногда РБ толкуется как "Распят Бысть". Еще ниже находятся две буквы ГГ, означающие гору Голгофу.
В самом подножии креста изображается человеческий череп - Голова Адама с соответствующими буквами ГА. Разумное истолкование этого символического изображения состоит в том, что Распятый Христос побеждает смерть. Но наши доморощенные богословы предпочитали обращаться к отреченным "Болгарским басням" и объясняли изображение черепа преданием о том, что Адам был погребен на Голгофе, там, где был впоследствии распят Христос.
На большинстве меднолитых крестов ниже адамовой головы находится изображение некоего куста, который должен изображать то самое трехсоставное древо, из которого был изготовлен Животворящий Крест. На лучших поморских крестах это древо превращается в цветок, окруженный яркими многоцветными эмалями. Вероятно это изображение древа познания добра и зла, которое, как известно, было «хорошо для пищи приятно для глаз и вожделенно».
Другие материалы раздела Медные литые иконы, кресты, складни
- Сюжетное многообразие старообрядческого медного литья I: История литья икон. Образ Иисуса Христа
- Сюжетное многообразие старообрядческого медного литья II: Образ Пресвятой Богородицы
- Сюжетное многообразие старообрядческого медного литья III: Праздники
- Сюжетное многообразие старообрядческого медного литья IV: Путевые иконы. Образы святых
- Информация для коллекционеров меднолитой пластики
- Неповторимые краски русской эмали I: История Выговской обители
- Неповторимые краски русской эмали II: Поморское медное литье
- Неповторимые краски русской эмали III: Московское литье и другие центры старообрядческого литья
- Поморские указы о медном мастерстве и искусстве финифти (XVIII век)
- Об истории литейного дела икон и крестов (начало XX века)
- Технология литья икон в XVIII-XIX веках
- Крест из бабушкиного сундука: Наперсные кресты
- Крест из бабушкиного сундука: Киотные кресты ч.2
- Анциферовские мастера-литейщики