Неповторимые краски русской эмали I: История Выговской обители
Из альбома "Неповторимые краски русской эмали" Сиротникова Е.С., автор текста Петренко Т.А.
Милорадович С.Д. "Путешествие Аввакума по Сибири" (1898) |
Искусство меднолитой мелкой пластики XVIII — начала ХХ веков является неотъемлемой частью старообрядческой культуры, расцвет которой связан со знаменитой поморской Выговской пустынью. На севере России среди малопроходимых лесов гонимые официальной церковью приверженцы «старой веры», духовно укрепляемые сознанием правоты своего дела, смогли организовать на реке Выг поселение, ставшее в XVIII — первой половине XIX столетий крупнейшим духовным и художественным центром. Из этого северного старообрядческого поселения по всей России распространялись замечательные памятники книжности, иконописи и прикладного искусства, в том числе и большое количество произведений медного литья.
Суриков В.И. "Боярыня Морозова" (1887) |
B середине XVII столетия Россию потрясли реформы патриарха Никона, вызвавшие раскол в Русской Православной Церкви. Люди были поставлены перед труднейшим выбором — большинство было вынуждено подчиниться своим пастырям, не осмелившимся ослушаться патриарших распоряжений. Но многие сильные духом, преданные освященной веками национальной церковной традиции, не приняли новшеств, строго вводимых в богослужебную практику патриархом Никоном, и были готовы пострадать за «веру отцов и дедов». Раскольников — противников реформы жестоко преследовали, что вынуждало их покидать обжитые места и бежать в отдаленные местности. Сознание своей ответственности за сохранение «древлецерковного благочестия» дало раскольникам-старообрядцам огромную духовную силу, которая помогла им пережить все гонения и внести огромный вклад в экономическую и культурную жизнь России XVIII — ХХ веков (старообрядцами были представители таких известных фамилий, как Морозовы, Рябушинские, Щукины, Прохоровы, Гучковы и пр.).
Изображение Выговской обители (фрагмент настенного листа "Родословное древо Андрея и Семена Денисовых", начало XIX века) |
Глухие непроходимые места к северо-востоку от Онежского озера по берегам реки Выг, далекие от поселений и административных центров, оказались наиболее подходящими для убежища гонимых старообрядцев. B 80-e годы XVII столетия здесь стали возникать первые скиты иноков северных монастырей — хранителей древних церковных обрядов. Главными проповедниками древнего благочестия стали монахи Соловецкой обители, покинувшие монастырь во время осады его царскими войсками в 1668-1676 годы, закончившейся кровавой расправой над непокорными приверженцами старых обрядов. Постепенно сюда стали переселяться крестьяне-староверы из окрестных мест — так недалеко друг от друга возникло несколько поселений: Андрея Денисова, Даниила Викулина, 3ахария Дровнина и инока Корнилия. Осенью 1694 года, после праздника Покрова Пресвятой Богородицы, с благословения инока Корнилия было положено начало общему житию — возникло Выговское общежительство. Под руководством заботливых наставников жизнь старообрядческой пустыни стала налаживаться по монастырскому чину, ее основатели взяли за основу общежитийный Иерусалимский устав, принятый во многих русских обителях. Для создания своего выговского устава наставники изучали уставы знаменитых монастырей — Соловецкого, Кирилло-Белозерского, Троице-Сергиева и Иосифо-Волоколамского. Следуя старой монастырской традиции в Выговской пустыни постепенно была собрана богатейшая библиотека древнерусских рукописей и старопечатных книг, создан свой скрипторий, замечательные книги которого увозились в разные концы России.
Изображение Лексинской обители (фрагмент настенного листа "Родословное древо Андрея и Семена Денисовых", начало XIX века) |
K началу XVIII столетия уже были построены основные архитектурные сооружения Выговской пустыни: соборная часовня, соединенная с трапезной, столовая, жилые кельи, больница, многочисленные хозяйственные постройки и даже мост с перилами через реку Выг. Наподобие монастыря поселение было обнесено оградой и разделено на две половины — мужскую и женскую. B 1706 году недалеко от мужской Богоявленской обители, стоявшей на берегу реки Выг, на реке Лексе появилась женское Крестовоздвиженское общежительство. Проживание семьями разрешалось в скитах, которые административно подчинялись выговскому собору. Благодаря добродетельному целомудренному житию, которому учили насельников выговские наставники, и удивительному трудолюбию старообрядцы смогли, преодолев многие трудности, создать хорошее многоотраслевое хозяйство. Налаженный быт, подчиненный строгому церковному уставу, дал возможность в обители организовать различные художественные мастерские, продолжавшие традиции искусства дониконовской России.
Икона "Спас Благое молчание". Поморское письмо (XIX век) |
Живя под постоянной угрозой доносов и разгрома, выговские насельники спасались сознанием истинности своих убеждений, молитвой и трудом. Когда в 1702 году Петр I проезжал с войском по «Государевой дороге», проложенной по лесам и болотам от Нюхчи до Повенца, старообрядцы готовились пострадать за веру отцов. Но отличавшийся веротерпимостью Петр I, выслушав донесение, ответил: «Пусть живут» и «проехал смирно». Известно, что выговцы были опытны ми рудознатцами и старались своими знаниями принести пользу Отечеству. B 1705 году они обратились с предложением своих услуг по работе на государственных Олонецких металлолитейных заводах к Петру I и просили его не тревожить их пустынножительство. Просьба была удовлетворена — в 1705 году Выговское старообрядческое поселение было приписано к Повенецким железным заводам и, соответственно, получало свободу вероисповедания и богослужения. C обретением официального статуса на реку Выг стали стекаться, спасаясь от преследований, старообрядцы со всей России: из Москвы, Новгорода, Архангельска, Великого Устюга и других мест. Насельники Выговской пустыни осознали себя как единственный последний оплот древнего благочестия, старались вдали от цивилизации создать свой духовный и культурный центр, в котором бережно сохранялись старые русские православные традиции.
Икона "Ярославская Богоматерь Умиление". Поморское письмо (XVIII век) |
Самоотверженная деятельность талантливых наставников, сумевших найти сочувствующих в высших сферах власти, упрочила официальное положение общежительства и на определенное время обезопасила его от угрозы разгрома. B пустыни была организована строгая богослужебная и трудовая жизнь. В часовнях каждый день по старопечатным книгам совершались службы святым, память которых прославляла в этот день вся Православная Церковь. Особым почитанием пользовались в пустыни русские святые. Одним из наставников общежительства (в 1730-1740-е) талантливым писателем Семеном Денисовым было написано «Слово воспоминательно о святых чудотворцах, в России просиявших», в котором прославлялись подвиги многочисленных подвижников российской земли. Жизнь насельников была подчинена нравственным христианским законам, каждое дело совершалось с молитвой. Влияние духовной жизни проявлялось во всех сферах деятельности старообрядцев. В результате, уже в первой половине XVIII столетия Выговская пустынь становится крупнейшим в России экономическим, религиозным и культурным центром старообрядцев-беспоповцев.
Высокая духовность жизни Выговской пустыни, объединившей братьев по вере, давала старообрядцам силу сохранять чистоту своих убеждений во враждебном мире, питала их таланты и развивала творческий потенциал на протяжении полутора столетий. Но благополучие выговцев продолжалось лишь до эпохи Николая I, во время царствования которого активно проводилась политика «полного искоренения раскола». Начиная с 1836 года правительство применяет систему мер по «искоренению раскола» на Выге. В 1854-1856 годах в Поморье произошло так называемое «Мамаево разорение», в результате которого Выговское общежительство практически перестало существовать. B расцвете своей экономической и культурной жизни Выговская пустынь была полностью разгромлена: закрыты часовни, сломаны якобы ветхие постройки, разрушены кладбища, вывезены книги и иконы.
Сегодня это место почти никак не напоминает о том, что располагавшееся здесь Выго-Лексинское поморское общежительство, которое называли «беспоповским Иерусалимом», было гордостью всего старообрядческого мира.
Фрагмент Месяцеслова. Выг (1774) |
Могучая духовная сила, лежащая в основе всего старообрядческого движения, была «краеугольным камнем» высочайших культурных и экономических достижений Выговского общежительства. Литературное и художественное наследие пустыни удивительно многообразно и обширно. Кроме большого количества рукописных книг, на Выге создавались: иконы, лубки, книжные миниатюры, картины маслом, лицевое и орнаментальное шитье, предметы мелкой пластики — резные деревянные и меднолитые иконки, складни, кресты, предметы церковного и домашнего обихода, роспись и резьба на мебели и деревянных предметах домашней утвари, плетение из бересты. Несмотря на массовое производство некоторых предметов, все выговские изделия отличались высоким художественным мастерством и высочайшим профессионализмом исполнения. Поморские старообрядцы творчески развивали древнерусские традиции и выработали свой стиль во всех видах искусства. Продукция Выговской пустыни — этой знаменитой культурной столицы старообрядчества — расходилась по всей России, принося общежительству немалый доход. 3а время своего существования Выговская пустынь достигла удивительных высот в различных видах искусства, оказав тем самым сильное влияние не только на старообрядческую, но и всю русскую культуру XVIII—XIX столетий.
Среди обширного выговского наследия наибольшую распространенность и известность имеют предметы меднолитой мелкой пластики. Созданные в Выговской пустыни образки, иконки, складни и кресты из меди увозились в многочисленные старообрядческие общины, где становились образцами для многочисленных повторений и реплик. Таким образом, поморское литье стало основой для широкого развития меднолитейных старообрядческих мастерских по всей России.
Другие материалы раздела Медные литые иконы, кресты, складни
- Сюжетное многообразие старообрядческого медного литья I: История литья икон. Образ Иисуса Христа
- Сюжетное многообразие старообрядческого медного литья II: Образ Пресвятой Богородицы
- Сюжетное многообразие старообрядческого медного литья III: Праздники
- Сюжетное многообразие старообрядческого медного литья IV: Путевые иконы. Образы святых
- Информация для коллекционеров меднолитой пластики
- Неповторимые краски русской эмали II: Поморское медное литье
- Неповторимые краски русской эмали III: Московское литье и другие центры старообрядческого литья
- Поморские указы о медном мастерстве и искусстве финифти (XVIII век)
- Об истории литейного дела икон и крестов (начало XX века)
- Технология литья икон в XVIII-XIX веках
- Крест из бабушкиного сундука: Наперсные кресты
- Крест из бабушкиного сундука: Киотные кресты ч.1
- Крест из бабушкиного сундука: Киотные кресты ч.2
- Анциферовские мастера-литейщики