Неповторимые краски русской эмали III: Московское литье и другие центры старообрядческого литья

Деисус с Архангелами
Композиция "Деисус". Москва, конец XIX века

Поморские кресты, складни и иконки с разноцветной эмалью и без нее разошлись по всей русской земле. Уже в конце XVIII века в московских старообрядческих мастерских стали отливать кресты и складни «наподобие поморских». K образцам московской меднолитой пластики XIX столетия можно отнести украшенные замечательными разноцветными эмалями три иконы, составляющие Деисусную композицию со Спасом Вседержителем на престоле в центре и с предстоящими — Архангелами Михаилом и Гавриилом, выполненными в технике просечного литья и трехстворчатые складни с поясным Деисусом. Вероятно, в московских меднолитейных мастерских создавались иконы, покрытые красочными соцветиями эмали с композицией «Троица Ветхозаветная».

Успение
"Успение Богородицы". Москва, конец XIX века

Известно, что существовали свои мастерские у старообрядцев-федосеевцев, имевших в конце XIX столетия Успенскую молельню на Преображенском кладбище Москвы. Возможно, именно в этих меднолитейных мастерских, располагавшихся в Лефортовской части, были созданы удивительные по композиционной цельности, выразительности пластики и красоте изысканных сочетаний эмали большие иконы «Успение Пресвятой Богородицы».

Смоленская Одигитрия Святитель Николай Мирликийский
"Богородица Смоленская Одигитрия" и "Святитель Никола Чудотворец". Москва, конец XIX века

Крупнейшие московские литейные мастерские стали продолжателями традиций поморского литья, их изделия отличались декоративностью и разнообразием цветов стекловидных эмалей, создающих неповторимые сочетания. На отдельных московских изделиях в конце XIX столетия начали появляться монограммы мастеров-литейщиков.

Самая многочисленная группа разнообразных меднолитых произведений имеет монограмму московского мастера Родиона Семеновича Хрусталева — «М.Р.С.Х.», «Р.Х.», «Р.С.», работавшего в последней четверти XIX столетия. Этот замечательный мастер на протяжении ряда лет не только отливал произведения, но и «подправлял», «подчеканивал» модели для их воспроизведения в литье. Его изделия отличаются высоким качеством литья, четкостью рельефа, красотой разнообразных сочетаний стекловидных эмалей.

Собор трех учителей
"Собор трех святителей". Гуслицы, XIX век

На протяжении XVIII—XIX веков произведения поморского, а затем и московского производства служили образцами для многочисленных провинциальных мастерских по всей России: селах Подмосковья, в Поволжье, на Урале, в Сибири. B особую группу можно выделить так называемое гуслицкое литье — произведения меднолитейных мастерских сел Богородского уезда Московской губернии. Образа и складни этих мастерских обычно имеют пышные навершия с изображениями Троицы Ветхозаветной, Спаса Нерукотворного, Архангелов, наверху увенчанные, как короной, полукружием из Херувимов и Серафимов на стерженьках. На примере представленных в альбоме произведений можно проследить, как со временем расширяется иконографический состав меднолитой пластики, достигает удивительного разнообразия и изысканности цветовая гамма эмалей. Отдельную группу произведений с редкими по красоте и тонкости цветовых сочетаний эмалями, с четким рельефом и красивым утонченным рисунком составляют большие медные иконы с изображениями Богоматери Одигитрии Смоленской и поясного святителя Николы чудотворца с раскрытым Евангелием в руках.

Большое патриаршее Распятие
Крест "Распятие с избранными иконами". Гуслицы, XIX век

На многочисленных старообрядческих образках, иконках и складнях изображались как широко почитаемые на русской земле святые — великомученики воины Георгий Победоносец и Димитрий Солунский, святые князья Борис и Глеб, «скорый помощник во всякой беде» святитель Никола чудотворец, повсеместно почитаемая Параскева Пятница и ветхозаветный пророк Илия, святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов и другие, так и редкие святые, образы которых были созданы старообрядцами в качестве своих святых молитвенников-покровителей — Паисия Великого, священномученика Антипия, преподобного Марона, преподобного Нифонта и других.
Особым разнообразием отличались многочисленные образки и иконки, посвященные богородичным праздникам и чудотворным образам Богоматери, которую старообрядцы почитали как «заступницу усердную рода христианского», защитницу истинной православной веры и устроительницу обителей.

Отличительной чертой большинства произведений старообрядческих меднолитейных мастерских XVIII — начала ХХ столетий стали замечательные по красоте, разнообразию и качеству стекловидные эмали, покрывающие удивительным соцветием фон и поля образков, складней и крестов. Покрытые разноцветной эмалью медные иконки создавали различные оттенки эмоционального восприятия образа. Цвет — великое средство духовного воздействия, особые свойства которого хорошо знала и использовала средневековая культура. Старообрядцы как хранители и продолжатели древнерусских традиций понимали насколько важно цветовое оформление меднолитых изделий, поэтому искусство «финифтом наводить» довели до высочайшего уровня.

Аскетические нормы жизни старообрядцев требовали отсутствия в быту драгоценных образов, такие образа должны были находиться только в храмах и общих молельнях. Находящиеся в каждом доме как предметы личного благочестия произведения медного литья, покрытые разноцветными эмалями как драгоценным окладом, приобретали уникальность благодаря удивительному разнообразию красок. Свидетельством этому являются произведения меднолитой мелкой пластики XVIII — начала ХХ столетий из частных собраний Санкт-Петербурга и Москвы.

Другие материалы раздела Медные литые иконы, кресты, складни