Об истории литейного дела икон и крестов (начало XX века)
Об истории литейного дела икон и крестов медно-литейного заведения Серова Петра Яковлевича, село Красное Костромской области
Из тетради красносельского литейного мастера А.П.Серова (1899-1974)
Настоящее описание о возникновении металло-литейного дела икон, крестов распятий и нательных крестов настоящего промысла моего отца, глубоко убежденного старообрядца, крестьянина и кустаря, урожденного деревни Сопырево Красносельского района Костромской области, Серова Петра Яковлевича (1863-1946), который имел некоторое оборудование и мастерскую для выработки вышесказанных изделий. В свою очередь, я Серов Анфим Петрович, 1899 г. рождения этой же деревни.
Формовая изба (печатальня). Формовка крестов и икон |
Деревня Сопырево
…(занималась) отливкой нательных крестов старообрядческих. Отливают еще кое-что в этой же деревне Сопырево как уховертка в виде маленькой ложечки, которую большинство женщин носило вместе с шейным крестом (на гайтане). Отливали подковки на каблук кожаной обуви. Шубные пуговицы для застегивания дубленых шуб, кафтанов…
Помещение для отливки изделий состояло из бревенчатого строения, называемой кузницей. Каждый хозяин имел свою кузницу, которые были расположены на берегу у реки, называемой и по сие время Стежера. Кузница разделялась на две половины, одна была формовочная или как ее звали (печатальня), где производилось изготовление земляных форм из формовочной земли в опоках. Вторая половина была плавильня для плавки металла с устройством горна, с кузнечным мехом для плавки, и где производилась заливка форм. В этом же горне в процессе плавки металла была и сушка форм.
Дальнейшая работа производилась на дому, где была работа опиловка ушка, боков, сверление отверстия в ушке, посредством большой ручной дрели.
Работа в кузнице была пыльная и грязная. Работали по 14-15 часов в сутки. Кресты вырабатывались плохие, неясные, не было хороших моделей и не знали настоящей формовки.
Стоимость была удешевленная, оплачивали не за штуку, а на вес.
Зарождение данного производства в Сопыреве можно отнести к 1870 году, когда отливкой нательных крестов занимался мой дед Яков Васильевич Серов.
Деревня Есюнино
В деревне Есюнино также занимались отливкой крестов, но гораздо меньшего количества.
В 1901 г. д.Сопырево сгорела вся до основания (была засуха). С этого времени и был упадок в производстве нательных крестов в деревне Сопырево и еще лет через 5-6 совсем прекратилось.
Загарье (Горьковская область)
В Загарье отливались нательные кресты и иконы…
Выработка там этих изделий не славилась, не было чистоты в отливке и говорили так: "плохие, как Загарские". (У этих изделий их лицевая сторона не подвергалась обработке напильником. Иконы и кресты распятия так часто подделывали под старое литье.)
Москва
Москва вырабатывает литые старообрядческие иконы, кресты распятия и кресты нательные.
Место выработки - село Черкизово, Преображенская застава, улица 9-й роты. Оба заведения на одной улице неподалеку друг от друга. Заведение Панкратовой Фелисады Георгиевны. Заведение Соколовой Марии Ивановны, по смерти ее заведует производством ее зять Лизунов Василий Максимович.
Это бывшие два заведения самые крупные в Москве. По каким причинам я не могу сказать, что производство у Панкратовой Ф.Г. снижается и к году 1910 совсем прекратилось.
У Соколовой М.И. тоже, что она померла и хозяйство ее все перешло по наследству в руки ее зятю Лизунову В.М., который оказался несамостоятельным, и все имущество промотал (ибо был алкоголиком), чем и закончилось производство литейной мастерской примерно в 1912 году.
Село Красное
Заведение по выработке литых старообрядческих икон, нательных крестов, крестов распятий и книжных застежек было у отца Серова П.Я.
Начало выработки данных изделий относится примерно к 1897 году.
Обычно кустарь продавал свой товар торговцу у с.Красного, который вез в Москву или в другой город для перепродажи. Из более немного зажиточных кустарей не поддавались красносельским торговцам, а везли свой товар сами, в чем была, конечно, небольшая выгода. В числе таких и мой отец - он никогда не продавал здешнему торговцу, а возил в Москву сам. Ввиду этого у его и завязываются деловые связи с Москвой и другими городами.
Как я уже говорил, отец был глубоко убежденный старообрядец, а потому ведут связи его с с.Черкизовым Преображенской заставы г.Москвы, где была старообрядческая церковь. Где ему и предлагают в изготовлении старообрядческих крестов и икон и распятий. И тут же в Черкизове он находит заведения Панкратовой Ф.Г. и Соколовой М.И. и здесь же он находит мастера-литейщика, чеканщика по выработке данных изделий
Отец Серов П.Я., знакомясь далее с Москвой, посещает старообрядческую типографию книгопечатания Горбунова Григория Клементьевича. От типографии Горбунова Г.К. получает заказы на изготовление литых застежек и к ним петель для книг разных размеров и фасонов. Для псалтыри, канонников, уставных и другие.
Модели изделия
Для всякой какой бы то ни было отливок (вещи) в литейном производстве нужна модель для формовки в земле.
И после извлечения ее из земли образует литейную форму со всеми ее точными очертаниями, что и будет называться литейной формой.
Куда и будет заливаться жидкий металл и при остывании принимает твердую массу с ее точными очертаниями.
Изготовленная первая модель для креста называлась (матка).
Матка (модель) креста изготавливается мастером-гравером. Работа очень сложная, требующая хорошего мастера-практика.
Такие мастера были только в Москве, в том числе мастер, работавший у отца, был из Москвы, который обучал нас художественному литью. Таким мастером был Одинцов Викул Исаевич, обучая работников отца секретам формовки и занимающийся подчеканиванием моделей, он получал жалование у отца 75 рублей в месяц, будучи на готовом питании. Работал он в Красном года полтора…
Дело в том, что модель вдавливается в землю, затем при ее извлечении из земли она должна выходить свободно, не забирая с собой землю.
А поэтому буквы и все выступающие части модели от основания их, то есть от фона, должны иметь незначительный конус, иначе пространство между буквами будет забирать с собой землю и при отливке таких изделий будет считаться полный брак изделия. Чтобы изготовить такую полноценную модель, мастера были только в Москве, и стоимость изготовления такой модели матки одного креста была 15 рублей.
С этой матки и отливали (переводили) тоже моделей, но уже называемых образцов, которых нужно при формовке для одной опоки около 100 шт., смотря по размеру креста.
Здесь пользуясь тем положением, что производство в Москве, как у Панкратовой Ф.Г., так и Соколовой М.И., снижается, отец большую часть данных маток приобретает от их как крестов разных размеров, а также и икон.
Для изготовления моделей икон и крестов распятий требуется лейка из пластилина или воска, с которой производится формовка и отливка. Когда она будет отлита, она будет иметь неясный, неполноценный отпечаток отливки, шероховатость и другое. В этом случае ее подчеканивают посредством стальных чеканов. Поверхность модели рисунка проясняется и делается более чистой, гладкой. Таким образом, превращается в металлическую более усовершенствованную модель (матку) для будущей массовой формовки.
Описание изображения нательного креста
(На обороте тропарь: Да воскреснет бог и разыдутся…)
…На верху ушка три венца, что означает святую Троицу.
Иконы (литые)
На другой стороне нелицевой (называется изнанка) всегда была гладкой, она обрабатывалась напильником, ее называли лишненой поверхностью (лишнить, то есть пилить), у покупателя почиталась икона с изнанкой лишненой.
Далее описание различных видов крестов (напрестольных с растительным орнаментом или тропарем: "Крест красота церкв…")
Название, размер, вес, цена изделий литых крестов и икон, количество
Нательные кресты
Каждый сорт крестов имел название креста мужской и женский.
1 сорт. Самые малые назывались младенческие. Мужской крест имел в длину 25 мм, в ширину 7 мм, вес 2 гр. Цена 1 коп. 1 шт. Женский в длину 25 мм, в ширину 8 мм.
2 сорт. Назывались детские. Мужской крест имел в длину 36 мм, в ширину 17 мм, вес - 4 гр. Цена 1½ коп. 1 шт. Женский крест детский имел в длину 36 мм, в ширину 18 мм, вес - 4 гр. Цена 1½ коп.
3 сорт. Средние. Мужской длина 41 мм, ширина 19 мм, вес - 6 гр. Цена 2½ коп. Женский длина 43 мм, ширина 25 мм, вес 6 гр. Цена 2½ коп. 1 шт.
4 сорт. Крупные. Мужской крест имел в длину 47 мм, в ширину 24 мм, вес 8 гр. Цена 3½ коп. 1 шт. Женский имел в длину 48 мм, ширину 26 мм, вес 8 гр. Цена 3½ коп. 1 шт.
5 сорт. Самые крупные назывались Казацкие, мужской имел размер в длину 52 мм, ширину 48 мм, вес 12 гр. Цена 5 коп. 1 шт. Женский имел длину 53 мм, ширину 50 мм, вес 12 гр. Цена 5 коп. 1 шт.
6 сорт. Цареградские. По размеру и весу и цене одинаковы, как крупные и казацкие, только фасона и композиции другой.
Иконы
(обычно были размером от 2 до 9 вершков)
1. Иконы литые самые малые назывались полувершковые, размер имели в длину 30 мм, ширину 28 мм, вес Цена - 25 коп.
2. Вершковые иконы в длину около 60 мм, ширину 50 мм. Цена от 40 до 50 коп. за штуку (их называли иконы-листоушки).
3. Двухвершковые - размер в длину около 120 мм, ширину 100 мм. Цена от 80 коп. до 1 руб. за 1 шт.
4. Трехвершковые - размер около в длину 180 мм, ширину 140 мм. Цена за штуку - от 1 руб. 30 коп до 1 руб. 50 коп.
Иконы складни
состоят из 4-х половинок, которые складывались посредством шарниров с изображением религиозных праздников. Размер в длину около 180 мм, ширину 50 мм. Цена 8 руб. за складни. Были складни и менее размером.
Складни, состоящие из 3-х пластин, называемые Деисус, с изображением Христа, Богоматери и Иоанна Крестителя. Разных размеров от 2-х вершковых до 3-х вершковых. Цена от 3 руб. малые и большие до 8 руб. за складни.
Отливались также наугольники с изображением евангелистов, а также в центре евангелия средник с изображением религиозного праздника воскресения или распятия с мироносицами. Размер угольника ширина 75 мм, длина 90 мм
Средник имел размер в длину 130 мм, в ширину 120 мм. Цена за комплект 4 угольника и один средник - 6 руб.
Кресты распятия
Они отливалися от двухвершковых до 9 вершков по цене от 1 руб. до 5 руб.
Все изделия, как кресты нательные, иконы и распятия, делали с эмалью и без эмали, смотря по заказу. Цена с эмалью была дороже примерно копеек на 25-30 в штуке.
Надо добавить, что икон и распятий вырабатывалось меньше, чем нательных крестов. Количество нательных крестов вырабатывалось в весе в один месяц примерно 6-7 пудов.
Материалы для изделий
Все изделия вырабатывались из латуни. Латунь - сплав цинка с медью: 33% цинка, остальное - медь. Это чистый сплав. Он годен для прокатки. Если содержание цинка будет больше 33%, то сплав делается хрупким.
Некоторые изделия отливались из бронзы. Это производилось в зависимости от купленного лома (металла), а специально сплав бронзы не делали. Сплав бронзы состоит из меди и олова (до 15%). Смешанный лом металла латуни и бронзы отец покупал в Костроме у торговца Шарбера.
Иногда по заказу нательные кресты отливались из серебра, таких изделий вырабатывалось за год фунтов примерно 5, не более (около 1000 штук). Цена за работу серебряных крестов была фунт крестов 10 руб.
Фунт серебра стоил 14 руб.
Стоимость лому латуни была от 9 до 10 руб. за пуд.
Условия обстановки для выработки изделий
Рабочее время - с 6 утра до 8 вечера.
Кресты-тельники. Отливки и литниковая система ("путец"). Село Красное, начало XX века |
Краткое описание о формовке и литье изделий (крестов и икон)
Формовочная смесь (глина и песок) просеивалась через мелкое сито.
Для доступа металла ставились так называемые путцы (литники) из железной проволоки толщиной примерно 5 мм, а к путцам ставились модели-кресты пропорционально друг другу, т.е. на одинаковом расстоянии, но в наклонном положении.
После заливки опоки металлом, и после ее раскрытия будет вид такой, как ветка с листьями. Сама ветка это путец и от ветки листья как изделия на одинаковом расстоянии.
Иконы ставились в опоке одна к другой на расстоянии друг от друга примерно 2-3 см и от одной к другой прорезались каналы (литники). Жидкий металл шел через верхние формы в нижнюю среднюю и наконец заполнял верхнюю форму (нужен был формовщик, литейщик и мальчик, раздувающий тигль).
Формовщик изготовлял 5 пар опок, они отливались в течение полтора или два часа и назывались варом. Таких варов делали за день 7-8 варов. Особо больше было варов в день, когда отливались книжные застежки, потому их было проще формовать.
Каждая опока вмещает в себя примерно 100 штук нательных (детских) крестов, а в вару их 5 пар, следовательно, каждый сплав давал около 400 штук.
Икон вмещалось в опоку 2-х вершковых примерно 3 штуки. Крест-распятие двухвершковый один.
Обработка и отделка отлитых изделий
Обрабатывали в доме… В верстаке были гнезда, куда вставлялся финагель - дощечка на конце с усеченным конусом, на котором опиливали лишние приливы на ушке и с боков, посредством трехгранного напильника в плоскогубцах вручную, так и называлась эта работа - пилить с ушков и с боков.
После этого производили сверловку отверстия в ушке при помощи большой ручной дрели, также на финагеле.
У икон, крестов, распятий бока опиливались в больших версточных тисках, в которые предварительно вставляли деревянные две дощечки в виде тисок, дабы не попортить рисунок изделия. И последняя считалась отделка изделий кислотами. Прежде всего изделия отквашивали в слабой кислоте, несколько часов держа в кислоте изделия, обычно это делали на ночь.
После этого, изделия (кресты) подвергались ческе (чесанию) в деревянном барабане с отверстиями и крышкой, куда помещали отквашенные изделия и закрывали крышкой. И подвергали чесанию, то есть вращению барабана в течение часа.
После этого, изделия нанизывались через ушко креста на тонкую медную проволоку около ста штук, концы проволоки связывались (получалась связка). Такими партиями в одиночку по одной связке опускали в сосуд с кислотой и тотчас вынимали и промывали чистой водой в нескольких сосудах. Чаще всего для этого употребляли деревянные шайки с одной ручкой.
И в последней спускали с проволоки. Затем изделия просушивали в обычном мешке с деревянной крупой. Эту работу называли гантание, то есть два человека брали за концы мешок и друг другу подбрасывали. И после этого, дабы отделить изделия от опилки, просеивали в решете.
В этом случае изделия получали натуральный вид сплава: латунь - желтый цвет, бронза - красноватый золотистый.
Настоящая работа кислотами называлась фабровкой (фабра). Состав фабры содержит серную и азотную кислоты, взятой в равном количестве. Смешиваются в глиняном или фарфоровом сосуде, куда добавляется на литр смеси малая щепотка столовой соли. После этого смесь в сосуде вскипает, становится горячей и идет едкий дым.
Затем через некоторое время смесь выстаивается, охлаждается, тогда только она готова к употреблению.
Иконы и распятия перед фабровкой также отквашивали и чесали металлической щеткой вручную, состоящей из тонких латунных проволок, называемый кразбер.
Иконы опускались в фабру поодиночке и просушивалися в ящике с деревянной крупой поодиночке посредством трения о крупу.
Дальнейшая отделка икон и распятий - начисто воронение (полирование) посредством стального воронила (полировника) хорошо отполированного до блеска. Полируются (воронятся) гладкие места кромки изделия, венец и каймы. Кресты нательные не подвергались полированию. Полировались в том случае, когда были с эмалью.
Сбыт изделий
Возил товар отец сам большую часть в Москву. В Москве были покупатели Крупин, Саушина, старообрядческие церкви в селе Черкизове Преображенской заставы, Рогожская застава, а также брали товар в последнее время и Панкратова Ф.Г. и Лизунов, и повсюду у отца было большое знакомство в других городах, как в Саратове Яксанов, редактор старообрядческого журнала "Колокол". Высылал посылками как в Новгород, Курган, Ставрополь, Омск и другие города. И наезжали на дом за товаром, если не было готового товара, тогда дожидались его изготовления.
Разное
Отец брал меня в Москву, когда мне было 15 лет.
В Москве были у Панкратовой Ф.Г., у Лизунова В.М., где смотрели уже не работавшие литейные мастерские и все оборудование мастерской. Посетили тех лиц, которые давали заказы на кресты и иконы. Были также в типографии Горбунова Г.К. В доме Одинцова В.И. бывшего нашего мастера, который имел собственный небольшой дом. В это время в живых его уже не было, нас принимала его жена Настасья Кузминична, у которой было двое дочерей и сын Иван.
В Красном кроме отца ни у кого не было такого заведения по отливке старообрядческих крестов и икон.
Село Красное в большом количестве вырабатывало кресты нательные, только штампованные медные и серебряные различных размеров и фасонов и только церковные (православные).
Работы в мастерской продолжались до 1924 года. С этого времени деятельность красносельских кустарных мастерских по производству всех видов ювелирной продукции была искусственно прекращена. По устному свидетельству, Петр Яковлевич Серов распустил мастеров, инструмент закопал, дом поделил между сыновьями, а сам ушел странником в Восточную Сибирь. Сведения о дальнейшей судьбе мастера отрывочны и малодостоверны.
Другие материалы раздела Медные литые иконы, кресты, складни
- Сюжетное многообразие старообрядческого медного литья I: История литья икон. Образ Иисуса Христа
- Сюжетное многообразие старообрядческого медного литья II: Образ Пресвятой Богородицы
- Сюжетное многообразие старообрядческого медного литья III: Праздники
- Сюжетное многообразие старообрядческого медного литья IV: Путевые иконы. Образы святых
- Информация для коллекционеров меднолитой пластики
- Неповторимые краски русской эмали I: История Выговской обители
- Неповторимые краски русской эмали II: Поморское медное литье
- Неповторимые краски русской эмали III: Московское литье и другие центры старообрядческого литья
- Поморские указы о медном мастерстве и искусстве финифти (XVIII век)
- Технология литья икон в XVIII-XIX веках
- Крест из бабушкиного сундука: Наперсные кресты
- Крест из бабушкиного сундука: Киотные кресты ч.1
- Крест из бабушкиного сундука: Киотные кресты ч.2
- Анциферовские мастера-литейщики