Технология литья икон в XVIII-XIX веках

На этой странице размещена информация о технологии литья икон и киотных крестов в XVIII-XIX веках. Изделия других периодов, а также нательные кресты указанного периода изготовления могли отливаться как по описанной технологии, так и с использованием иных технологий литья.

Задачка

Меднолитая иконка со сдвоенным изображение Меднолитая иконка со сдвоенным изображение
Иконка с дефектом "двойное изображение" с форума "Христианство в искусстве" Иконка с аналогичным дефектом из коллекции Соловецкого музея

Однажды на форуме сайта "Христианство в искусстве" был задан вопрос, как могло получиться двойное изображение на литой иконке. Если Вы в состоянии уверенно объяснить появление подобного дефекта, тогда читать дальнейший текст Вам, скорее всего, не имеет смысла. Тем же, кто не может дать уверенный ответ на этот вопрос, предлагаем ознакомиться с технологией литья икон в XVIII-XIX веках. Кстати, на форуме ответ на заданный вопрос так и не был получен.

Первоисточники

Чтобы определить, какая технология использовалась при литье икон в XVIII-XIX веках, обратимся к первоисточникам - документам того времени.
В "Указе о медном мастерстве" (XVIII век) подробно описаны все этапы получения формы для литья в землю: "То возьми верхнюю половину опоки да положи на доску да землю набей туго... "
В "Истории литейного дела икон и крестов медно-литейного заведения Серова П.Я., с. Красное Костромской области" читаем: "... Для всякой какой-бы то ни было отливок (вещи) в литейном производстве нужна модель для формовки в земле. И после извлечения ее из земли образует литейную форму со всеми ее точными очертаниями, что и будет называться литейной формой. Куда и будет заливаться жидкий металл и при остывании принимает твердую массу с ее точными очертаниями." Далее: "... Формовочная смесь (глина и песок)..."
В статье Г.И. Фроловой "К вопросу о технологии выговского (поморского) литья" есть строки из описи обыска крестьян Олонецкой губернии (документ середины XIX века): "Найдено: ... в корыте сырая земля, употребляемая при вылитии створов и крестов, на полке четыре железные опоки".

Во всех упомянутых документах описываются материалы и технологические моменты, характерные для технологии, которая называется литье в землю (варианты названия: литье в песчаные формы, литье в песчано-глинистые формы). В "Истории литейного дела Серова П.Я. из села Красное" есть упоминание о технологии литья по восковым (выплавляемым) моделям, но отмечено, что эта технология использовалась только при получении заготовки для модели.

Технология литья в землю

Определения

Литье в землю – это литье в разовую песчано-глинистую форму. Разовая форма служит только для одной заливки металлом и после получения отливки разрушается.
Форма изготавливается из формовочной смеси в опоках с помощью моделей.
Модель – это приспособление для получения в форме полости-отпечатка, соответствующего конфигурации и размерам будущей отливки. После уплотнения формовочной смеси модель извлекается из формы. При литье икон моделью служила такая же икона (обычно проработанная резчиком-чеканщиком).
Формовочная смесь представляет собой смесь песка 70-90% и глины 30-10%.
Формовка производится в опоках. Опока – жесткий короб из дерева или металла, предназначенный для удерживания формовочной смеси при уплотнении смеси и заливке формы металлом
Процесс изготовления разовых литейных форм называется формовкой. Формовка производилась в «формовой избе» или «печатальне».

Упрощенное описание процесса изготовления формы

Процесс формовки при литье в землю а) Модели икон 1 (на рисунках показана только одна модель) нижней стороной укладываются на подмодельный щиток 2. Затем на щиток устанавливается ниж­няя опока 4 рабочей плоскостью вниз.

б) На модели слой за слоем насыпается формовочная смесь.

в) После заполнения опоки смесь уплотняется трамбовкой 5.

г) Излишек формовочной смеси срезается.

д) Нижняя опока с заформованными в ней моделями переворачивается на 180° поверхностью разъема вверх.

е) На нижнюю опоку 4 устанавли­вается верхняя опока 7 и модель стояка 6 (стояк – вертикальный литейный канал). Весь объем верхней опоки засыпается формовочной смесью и смесь уплотняется.

ж) Излишек смеси срезается вровень с кромкой верхней опо­ки. Выполняются наколы для вентиляции формы.

з) Модель стояка извлекается из формы и снимается верхняя опока.

и) В нижней опоке прорезаются горизонтальные литниковые каналы-питатели 8 («путики»)

к) Модели извлекаются из формы.

л) Форма вновь собирается и отправляется на участок литья - «плавильню», где происходит сушка формы и заливка в нее металла.

"Неверные" термины

Просматривая сообщения на форумах, посвященным металлопластике, читая статьи о медном литье, иногда приходится встречаться с такими словосочетаниями, как "изготовили матрицу", "вырезали форму" и т.п. Теперь Вы знаете, что если при этом речь идет о литых иконах XVIII-XIX веков, значит имеет место либо неправильное употребление терминов, либо неверное представление о технологии литья того времени.
Матрица (в обработке металлов) - это деталь литейной формы (или штампа), имеющая зеркальное отображение отливаемой детали., которая определяет форму будущей отливки.

Повторное уточнение: при литье икон других веков, а также для литья нательных крестов кроме описанной технологии литья в землю могли использоваться и другие технологии литья (хотя основным все равно было литье в землю).

Литье в землю - современность

Во всех современных справочниках по литью технология литья в землю рассматривается как наиболее простая технология, с помощью которой можно получить только грубые отливки. Про то, что наши предки литьем в землю могли получать изделия с ювелирным качеством отливки, все забыли.

На нашем предприятии, как и в производстве наших основных конкурентов, при литье икон используется технология литья по восковым выплавляемым моделям. Но нельзя исключить, что где-то нашелся умелец, который воссоздал технологию литья старых мастеров. И тогда его отливки ничем не будут отличаться от отливок прежних веков.

Проверьте себя

Теперь, когда Вы познакомились с технологией изготовления форм для литья икон в XVIII-XIX веках, вспомните вопрос, заданный в начале этой страницы. Возможно, Вы уже сумеете дать на него правильный ответ.

Когда формовщик перевернул заформованную нижнюю опоку, он увидел, что одна из моделей сместилась, и отливку делать нельзя (например, сместившаяся модель перекрыла литейный канал или зазор между моделями стал настолько мал, что появился риск прорыва формы в этом месте при заливке металла). Вместо того, чтобы заново переформовать нижнюю опоку, формовщик вынул сместившуюся модель, вдавил ее в "правильном" месте и продолжил формовку. Но первый, "неправильный" отпечаток при этом полностью не исчез. В результате в форме, а затем и в отливке, сформировалось "двойное" изображение.


И этот очевидный брак вместо того, чтобы быть отправленным в плавильную печь, попал в продажу. Видимо, вопреки распространенному мифу о высочайшей ответственности мастеров прошлых веков, некоторые из них не были непогрешимыми работниками, и им тоже были свойственны слабости. Есть тому и другие подтверждения. Но это уже совсем другая история...

Другие материалы раздела Медные литые иконы, кресты, складни